Петр Горшенин: "Нанося на нашего Высоцкого грим, чувствовали себя пластическими хирургами"

1 декабря в Киеве состоится премьера фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой", сопродюсером которого стал канал "1+1"

На этом фото настоящий Владимир Высоцкий…

Фильм повествует о пяти днях 1979 года, когда Владимир Семенович Высоцкий на гастролях в Узбекистане пережил клиническую смерть. Автор сценария и продюсер картины Никита Высоцкий. Продюсеры Анатолий Максимов и Михаэль Шлихт. В фильме собрался шикарный актерский состав - Андрей Панин, Андрей Смоляков, Владимир Ильин, Владимир Меньшов, Дмитрий Астрахан, Иван Ургант, Максим Леонидов, Оксана Акиньшина, Сергей Безруков, Сергей Шакуров. 

Тем не менее главная интрига фильма - кто сыграл Владимира Высоцкого - остается нераскрытой. Имя артиста не знают даже коллеги по съемочной площадке. Ведь благодаря уникальному сложному гриму и компьютерной графике его внешность стала полностью идентична внешности Владимира Семеновича. 

Как происходило это перевоплощение, мы решили узнать у художника по гриму, президента Национальной гильдии художников-гримеров России Петра Горшенина (работал над "Дозорами", "Турецким гамбитом"). Интересно, что изначально он отказался от предложения создания грима для картины "Высоцкий. Спасибо, что живой". Петр объяснил, что слишком велика ответственность. Ведь Владимир Высоцкий для многих - человек, которого они знали лично, да и зрители очень хорошо знают, как выглядит актер, благодаря его киноработам. Тем не менее позднее он решил рискнуть, и совсем скоро мы все увидим плоды его труда. 

- Петр, занимались ли вы подобной работой раньше, на других проектах?

- То, что мы делали на этой картине, не делал никто и никогда. В моем личном опыте было достаточно эпизодов работы над образами известных людей - например, над Сталиным в двух картинах. Но это совершенно другое. Сталина из ныне живущих мало кто видел, он больше ушел в переплетение истории, да и задача добиться идеального сходства не стояла. Это была некая приближенная стилизация. С уверенностью могу сказать: и по объему работы, и по кропотливости, и по точности в мировой практике ничего подобного не было. Реальные исторические персонажи в американских картинах - это тоже ведь в основном стилизация, как наш Сталин. Это, как правило, один-два съемочных дня, это не главный герой. У нас же стояла совершенно эксклюзивная задача - главный герой, который постоянно в кадре, из-за которого и о котором вся эта история.

- Сколько времени ежедневно занимал грим главного героя?

- Каждый день мы гримировали актера ровно четыре часа. По международным стандартам это очень быстро. Голливудские мастера могут по восемь часов делать какой-нибудь шрам на лице главного героя. Все операции по нанесению грима были отработаны поминутно, работа эта требует полной концентрации и предельной точности: одно неверное движение - и деталь можно приклеить с искажениями, потому что она сразу прихватывается на специальный клей. И тогда придется все переделывать. На такой случай мы всегда держали запасной комплект. Слава Богу, он ни разу не понадобился.

Нанося грим, мы чувствовали себя пластическими хирургами. Актер гримируется лежа, на специальной технологической кушетке - такая полузубоврачебная-полумассажная. Наше отличие от пластических хирургов было в том, что в конце дня мы лицо актера возвращали в исходное состояние.

- А сколько времени требуется, чтобы снять грим?

- Поначалу снимали по полтора часа, потом дошли до совершенства и справлялись за 45 минут. Такой сложный пластический грим трудно делать одному, требовались ассистенты. Минимум трое, максимум - четверо. Причем имейте в виду, что образ Высоцкого - это не только пластический грим. Это и постижерские изделия - бакенбарды, небритость, брови. У нас на каждый съемочный день был новый комплект бровей. Сначала наносится пластический грим, а затем все эти волоски утапливают в силикон.

Фото предоставлено каналом "1+1". 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Рубашки Владимира Семеновича копировали по фотографиям

Достоверное воссоздание костюмов - также кропотливая работа.

- Сложности возникают каждый раз - как ни крути, какую эпоху ни бери. В данном случае, слава Богу, не так много времени прошло, сохранилось много настоящих вещей. Так что на 90 процентов у нас в картине подлинные вещи того времени, - рассказывает художник по костюмам Екатерина Шапкайц. 

Как оказалось, костюмы для главных героев фильма покупали и шили целенаправленно - предварительно разобрав каждую сцену. 

- Кожаные куртки, например, мы шили - копировали вещи конца 70-х, - продолжает Екатерина. - Рубашки Высоцкого тоже копировали с фотографий. Некоторые вещи - обувь, джинсы классического кроя - покупали. 70-е сейчас в моде, поэтому удалось найти практически аутентичные вещи. Скажем, рубашки или мокасины - это классика. Если ты покупаешь их в хорошем месте, они точно такие же, какими были 30 лет назад. Но в основном сегодняшние вещи в стиле 70-х все-таки отличаются от аутентичных. Чуть-чуть другой крой, материалы… А потом ведь там был как бы такой живой запах эпохи. Вот джинсы. Казалось бы, классическая линия, высокая посадка, клеш - то, что доктор прописал. Но мне кажется, что джинсы моей юности все равно были какие-то другие. Может, потому что тогда они были знаковой вещью.

- Вещи Высоцкого не распарывали?

- Нет, конечно. Мы работали с музеем, там много фотографий, много настоящих вещей. В основном мы его вещи не копировали, не занимались обмерами. Смотрели на фотографии, после этого уже понятно было, как кроить и шить.