Вера Ульянченко: "Мы родили целое политическое поколение"

Вера Ивановна считает, что сегодня власть зациклилась на экономике, позабыв о самом главном - духовном развитии страны. Фото Дмитрия НИКОНОРОВА.

Как одна из наиболее близких к Виктору Ющенко экс-чиновниц, Вера Ульянченко считается "идеологом" бывшего президента. А за опеку, которой она окружала Виктора Андреевича, журналисты окрестили ее "Мамой Верой". "Комсомолка" встретилась с Верой Ивановной, чтобы расспросить о ее нынешней деятельности. t

"Я ПОЛНОСТЬЮ ПОГЛОЩЕНА НОВОЙ РАБОТОЙ"

- Последний год вы ведете непубличную жизнь: редко участвуете в телевизионных программах, почти не даете интервью. Чем занимаетесь?

- Приходила на телевидение несколько раз всего - это правда. Я полностью поглощена новой работой - возглавляю наблюдательный совет благотворительного фонда "Велика родина". Сегодня главный вектор нашей работы - большая национальная дата, предстоящее празднование 200-летия со дня рождения Тараса Шевченко. 

- А политика вас уже не интересует? 

- Сейчас я занимаюсь общественной деятельностью. С фондом "Велика родина" у меня давние связи. В бытность мою губернатором Киевской области мы с участием фонда оснащали  медучреждения оборудованием, ремонтировали больницы, восстанавливали Прикарпатье после наводнений... А сегодня фонд сосредоточился на  программах поддержки украинской культуры, развития киноискусства. С прицелом на приближающийся юбилей Шевченко мы инициировали конкурс кинопроектов.

Сегодня в украинском кино заявляет о себе молодое поколение, готовое предложить новый язык и образ. Это хорошо видно по короткому метру, который многим из молодых принес признание на международных кинофорумах. Мы ждем, что молодые режиссеры и сценаристы предложат нам оригинальное понимание Тараса Григорьевича. Кстати, 22 ноября в Украинском доме состоится подведение итогов первого тура. Приглашаем всех.  

- Как должен выглядеть образ Шевченко в этом фильме?

- Не затертым, интересным… Мне кажется, что интересно было бы отойти от бронзового корифея, увидеть неожиданное. Взять хотя бы эпатажный кожух, в котором Шевченко щеголял по Петербургу. Ему же все завидовали! Шевченко был желанным гостем в петербургских салонах. Он был независимым до экстравагантности. Чего стоит только история про то, как Тарас Шевченко подарил Марку Вовчок (писательница Мария Вилинская. - Авт.) красивую  брошь. Много ли из сегодняшних украинцев знают такого Шевченко? 

Очень важно, чтобы тему Шевченко общество ощутило своей. Я вижу фильм о нем как народный. Но мы не останавливаемся только на кино. Мы хотим еще устроить скульптурные салоны - создать композиции по мотивам его поэзии, героям, а затем установить их по всей стране в парках. Есть прекрасный пример поляков. Они целый год посвятили своему национальному поэту Адаму Мицкевичу. 

- Виктор Ющенко поддержал ваши начинания?

- Конечно. Виктор Андреевич не раз говорил, что готов  даже продюсировать  интересный фильм. Мы очень тесно сотрудничаем, у нас есть общие проекты - "Мистецький Арсенал" и шевченковская дата.

"С КАЖДЫМ ДНЕМ ДЕЛО ТИМОШЕНКО ПОЛИТИЗИРУЕТСЯ"

- А что это за сообщения, что в "Нашей Украине" зреет конфликт между старой и новой командой, что Ющенко хотят сместить с поста руководителя партии?

- Подобные вещи о "Нашей Украине" говорили и в 2005 году, и в 2009-м. Поверьте, что проблемы, вызванные амбициями, есть и в других партиях. Но там это происходит под ковром. Мы же ничего не скрываем, рот никому не затыкаем. И о  долгах партии уже говорено-переговорено, но ведь они и возникли из-за того, что мы были и остаемся единственной партией, которая приняла на работу весь свой аппарат легально.

Ну и, наконец, мы можем предъявить результат нашего демократизма. Напомню имена молодых лидеров, которые выросли из "Нашей Украины": Кириленко, Яценюк, Тягнибок, Катеринчук, Гриценко. И вспомните хотя бы трех новых лиц, которые выросли из Партии регионов, Народной партии Литвина или "Батьківщини"... Мы  же родили целое политическое поколение.

- Кстати, о Юлии Владимировне… Как считаете, дело против экс-премьера направлено против газовых контрактов либо против нее лично?

- С каждым днем дело Тимошенко все более политизируется, это очевидно. Ющенко изначально выступал против этого. Но политический окрас делу придает сама власть, в первую очередь - спикеры и структуры Партии регионов. Неудивительно, что Евросоюз воспринимает процесс как политический.

- Виктор Андреевич в суде был главным свидетелем против Тимошенко. И сегодня пресса "по умолчанию" считает его инициатором открытия уголовного дела против экс-премьера, даже автором "жесткого" приговора. В действительности какую роль он сыграл в процессе?

- Уточним, что Совет нацбезопасности под председательством президента Ющенко дал однозначную политическую оценку действиям премьера Тимошенко. Нужно осознать, что это было не личностное противостояние по оси "Ющенко - Тимошенко". Ющенко протестовал против действительно кабальных газовых контрактов, которые она подписывала. Но это совершенно другое дело, в этом нет ничего личного, есть национальный интерес. Еще будучи президентом, он сказал, что контракты требуют пересмотра, отмены, они невыгодны, загоняют Украину в тяжелую экономическую ситуацию. 

- Как вам кажется, чем закончится апелляционный суд? Юлия Владимировна выйдет на свободу? 

- Не хочу гадать, власть сама создала себе головную боль. Пусть она и думает!

"ПРИХОДИЛОСЬ ОГРАНИЧИВАТЬ ДОСТУП К ЮЩЕНКО" 

- В 2009 и 2010 годах вы возглавляли президентскую канцелярию. Это было всего с мая по февраль, но в самый сложный для Виктора Андреевича период - президентские выборы. Вам должна быть понятна логика принятия решений в верхах. Наблюдая сегодня за действиями новой администрации главы государства, вы их одобряете?

- Знаете, давать оценки чужой работе легче всего - не несешь ответственности. Но сегодня есть ощущение, что власть в своем понимании реформ сосредоточилась исключительно на экономике и забыла о человеческом измерении развития. А ведь это те вопросы, которыми нужно заниматься прежде всего, поскольку они объединяют общество, формируют нацию.

- Голодомор в качестве таковой не прижился...

- Я бы так не сказала. Когда мы с Виктором Андреевичем только начинали дискуссию на тему Голодомора, у нас было не так уж много сторонников. А 26 ноября, в День памяти жертв Голодомора, увидите, сколько людей  придет к памятникам. И никого уже не надо зазывать туда - все помнят. Я поняла это, когда в прошлом году в этот день поминовения  шла по Киеву вечером и видела - столько свечек стояло в окнах... 

- Первым указом президента Януковича стало переименование Секретариата президента, коим он был при Ющенко, обратно в Администрацию, как при Кучме. Зачем сменили вывеску? 

- Дело не в формальной смене вывесок. Виктор Ющенко пришел и создал Секретариат как орган исключительно для обеспечения полномочий президента. Этим Ющенко четко дал понять - при нем возврата к старым порядкам не будет. Он свое слово сдержал. Переформатирование Секретариата в Администрацию символизировало стремление нынешней власти вернуться к президентскому абсолютизму. 

- Распространено мнение, что глава президентской администрации контролирует информационные потоки, не все доносит до сведения президента... Это правда?

- Мне некорректно говорить о деятельности нынешней Администрации: мало с ней общаюсь, не знаю ни структуры, ни как она работает. Но уверена, что любого руководителя аппарата высокопоставленного должностного лица можно обвинить в том, что он кого-то в чем-то ограничивает. Двери кабинета не могут оставаться открытыми постоянно. Я это поняла, еще когда работала с премьером Ющенко. Приходилось ограничивать доступ желающих. Но ограничивала скорее не я, а жесткий график премьера, обязанности, которые он должен был выполнять.

Но никто не сможет отрицать, что президент Ющенко был публичным. Чуть ли не ежемесячно проводил пресс-конференцию, были еженедельные поездки, широкое общение. Свое время он тоже использовал для встреч, мы часто даже не знали, где он находится: то на базар поедет, то на встречу со старыми друзьями. Он хотел знать настроения людей, и у него это получалось.