Табачник был отличником, играл в преферанс и водил БТР
Дмитрий Табачник был целеустремленным молодым человеком еще со школы. Точно знал, чего хочет, и выбранный вуз штурмовал трижды:
- Было несколько причин, по которым я поступал на исторический факультет Киевского госуниверситета имени Шевченко. Первая - я хотел быть только историком, вторая - это был самый престижный вуз Украины. И третья - я шел вопреки воле родителей. Они хотели, чтобы я стал инженером. А я хотел только в Киевский университет и поступил туда с третьего раза. Но я был классным студентом, за 60 с лишним экзаменов, все пять курсов, ни одной четверки. Я постоянно где-то работал, кроме первого семестра на первом курсе, писал статьи для научных и периодических изданий, читал лекции и зарабатывал больше, чем обычный доцент. На хулиганство времени не оставалось.
- У вас были пересдачи? Прогуливали лекции?
- Нет. Были экзамены, когда мне сразу ставили отлично.
- Ну хотя бы физкультура…
- С физкультурой тоже все было супер (смеется).
- Какой-то очень идеальной получается картина! Студенческая жизнь у вас была?
- Конечно, и вечеринки в общежитиях, и праздники… У нас была веселая компания, студенты разных вузов, мы собирались по пятницам и практически всю ночь играли в преферанс. Как правило, встречи проходили у самого "богатого" друга, студента мединститута Юры Поляченко, ему папа снимал квартиру. Мы до утра играли, потом умывались холодной водой и шли на занятия.
- На деньги играли?
- Конечно, на деньги. Кто же играет в преферанс без денег, это же просто поощрять картежное хулиганство!
- Вспоминаете какие-то особенные случаи из студенческой жизни?
- Помню случай в военных лагерях. Нас в тумане высадили на полигон на полтора километра ближе, чем нужно. И тут начались стрельбы! Хорошо, что рация работала, мы попросили прекратить огонь. Неприятно, когда по тебе гранатомет стреляет (смеется)… 90 суток по полной программе: стрельба из крупнокалиберного пулемета, из гранатомета, автомата, пистолета, окапывания, ночные учения, марш-броски на 6 и 12 км, вождение БТРа.
- Вы умеете водить БТР?!
- Да! Сейчас не уверен, но экзамен на вождение БТРа сдал.
- А на картошку ездили?
- На первом курсе. Помню, сидели там ночью, говорили о планах, и я сказал, что хочу пару раз победить во всесоюзном конкурсе на студенческую работу, опубликовать десяток научных статей, получить направление в аспирантуру... Однокурсники хохотали! Но я все реализовал уже к концу четвертого курса. А потом я работал в стройотряде, мы не ездили на картошку. Если переезжать мост Патона или мост Метро, видны высокие жилые здания - их возводил наш стройотряд. Делали ремонт на объектах университета. А в конце учебы мы работали в заграничном строй-отряде, строили жилой район в Братиславе (Чехословакия). Там я купил папе, маме, брату, себе и девушке классные кроссовки. И вот один стукач-студент сфотографировал меня с коробками и написал, что мы фарцовщики и негодяи… Меня защищали командир стройотряда Юра Левенец, кстати, сейчас академик НАН, и староста курса Юрий Завгородний, человек потрясающей внутренней порядочности и чести. Он был старше, до университета отслужил на флоте. Им удалось меня отстоять.
- Вы зарабатывали, а куда деньги уходили?
- Родителям помогал, например отцу купить первую в нашей семье машину. Старался модно одеваться, а ведь тогда джинсы стоили, как три стипендии!
- А быть министром вы тогда не загадывали?
- Упаси бог! В советское время пределом мечтаний было стать доктором исторических наук, профессором и заведовать кафедрой в хорошем университете.
Ректор КНУ Губерский на целине зарабатывал деньги, чтобы жить весь учебный год
Леонид Губерский, ректор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, в свой вуз поступил тоже не сразу.
|
- Я поступал после армии. Подал документы в Киевский университет имени Шевченко на философский факультет. Экзамены помню, как вчера! История - пять, украинская литература - пять, украинский язык - четыре, я сочинение писал о романе Панаса Мирного "Хіба ревуть воли, як ясла повні?".
- Вы были старше всех, наверное?
- Нет, на курсе из 50 человек почти 40 были после армии или со стажем работы.
- Вы как-то подрабатывали?
- В первый год я выживал на стипендию в 35 рублей. Нас таких было четверо в комнате, каждый месяц мы скидывались по 10-15 рублей, закупали продукты. Утром был чай, хлеб с маслом, днем варили суп, вечером - снова чай и хлеб с маслом. Ходил в том, что купил еще в армии.
Первый курс был самым тяжелым. Потом мы ездили работать в стройотряды, я четыре раза был на целине. Работали с 6 утра и до темноты, но при этом концерты давали, лекции читали. После первого курса я за два месяца заработал 1150 рублей. Купил костюм, пальто, шапку, обувь. Маме привез пуховый платок, воротник на пальто. Оставшиеся деньги положил на книжку и каждый месяц снимал по 25-30 рублей к стипендии.
- Вы в общежитии жили?
- Да, в общей сложности 9 лет - студентом, аспирантом…
- Как проводили время?
- У нас был культ учебы, спорта. Лыжи, футбол, волейбол… Я занимался тяжелой атлетикой, штангой, начал еще до армии, потом продолжил для себя. У меня и сейчас гантели дома, занимаюсь. Мы приобщались к культурной жизни, понимали, что уедем и не сможем так легко попасть в тот же Театр оперы и балета. И на танцы ходили, и устраивали их в общежитии. Конечно, бывали и посиделки в кафе, без фанатизма, но мы ведь молодые люди, а вот в общежитиях не пили. С девушками дружили, встречались. Но будущую супругу встретил уже после окончания университета.
Ректор Национального педуниверситета Виктор Андрущенко спорил с экзаменатором
Особенная история у Виктора Андрущенко, ректора Национального педагогического университета имени Михаила Драгоманова, связана со вступительными экзаменами.
|
- К экзаменам я готовился фанатично и упорно. Профильным предметом на философском факультете Киевского университета имени Шевченко была история СССР. Монографии, конспекты, даты, имена… На экзаменах я почти не волновался. Вытащил билет, сел и понял: знаю! Ответил и застыл в ожидании пятерки. Вдруг вижу - ужас, экзаменатор выводит 4! Это было равноценно поражению. Перед глазами промелькнуло все: родители и сельская школа, армия и друзья, Плутарх и история СССР, которую я знал практически наизусть… Я был сержант, командир и не мог сдаться. Я спросил у экзаменатора: "Позвольте, я ответил на все вопросы. Почему вы ставите мне 4?" Пауза показалась мне вечностью, а вопрос "Какое сегодня число?" - издевательством. "Четвертое августа, - спокойно сказал Марк Васильевич Захарченко. - А ваш ответ я оцениваю на 5. Встретимся на занятиях". Я - первый студент университета из села Шаповаловка! Это была большая победа.
- На стипендию в городе не проживешь. Вы работали?
- Да, в стройотряде, в Кустанайской области, работали по 10-15 часов в сутки, уставали, но каждый вечер устраивали развлечения, пели под аккордеон и гитару… В отряде были сухой закон и жесткая дисциплина. Но это было грандиозно! Мы строили зернохранилище, овчарню, жилые дома.
- Как тратили деньги? Наверняка ухаживали за девушками!
- Помню, я пригласил в Ленинград любимую девушку Таню, сейчас она моя жена. Мы гуляли по городу, в витрине увидели замечательную шубу. Я загорелся подарить ее Тане, а она искренне обиделась, категорически отказалась, и только чувства удержали нас от ссоры. А сегодня, на двадцать пятом году супружеской жизни, она с сожалением вспоминает ту шубу: моей профессорской зарплаты хватит разве что на рукав!
- Учеба как давалась?
- Много читали. Труды Гегеля, Канта, Спинозы, Декарта передавались из рук в руки. Не хватало учебников, зато какие были лекции! Первый курс я сдал на отлично. Отец, взяв зачетку, побежал в школу, магазин, сельсовет… Через полчаса все село знало: Витя - отличник! Вуз я окончил с красным дипломом, затем стал аспирантом.
Фото из личных архивов.