У нас Маковского традиционно не любят. Именуют "салонным художником", вкладывая в это определение столько же пренебрежения, сколько содержится в слове "шоумен". И подразумевая практически то же самое - принес талант в жертву конъюнктуре. Брался за любые заказы, лишь бы денег заработать побольше, создавал картины эффектные, хотя и банальные по содержанию.
У нас любят обобщения. Но Маковского обобщить сложно - он был противоречивым, как жизнь, чем и поражает до сих пор. Как один и тот же человек мог написать "Селедочницу" и "Портрет Марии Федоровны" (жены императора Александра III)?
Из полумрака, из-под темного рубища и уродливых косынок на нас смотрит светлое девичье личико. Такое чистое и невинное, что дух захватывает. Хочется немедленно подбежать к ней, подхватить ящики и бочонок с селедкой, видно, тяжелый, раз она так горбится… Мастерство, с которым Маковский передает контраст, подчеркивает детали, завораживает. И это, конечно, не салонная живопись, ничего общего с портретом Марии Федоровны. Императрица в меховой накидке, на голове у нее диадема с драгоценными камнями, наверное, бриллиантами, как положено по статусу. Рассматриваешь ее портрет - и видишь все новые ювелирные украшения: на груди два дорогих камня, на шее - двенадцать крупных и еще куча размером поменьше, на плечах… Сама же Мария Федоровна - чем больше вглядываешься - тем больше смахивает на витрину ювелирного магазина. Такая же бледная, отчужденная, холодная - способная лишь оттенить красоту собственных драгоценностей. Думаете, случайно так вышло? Значит, вы не знаете Маковского.
|
За что его традиционно не любят - очевидно. В отличие от своего младшего брата - Владимира Маковского, писавшего остро: "Крах банка", "Расстрел 9 января 1905 года на Васильевском острове" - у Константина Егоровича все получалось легким и романтичным, как та селедочница. Не получится от ее созерцания проникнуться социальными проблемами трудового народа, скорее, удивлением, восхищением… Не вышел революционер из Маковского, хотя вроде бы все предпосылки были.
В 1863 году он участвовал в знаменитом "бунте четырнадцати" - лучшие выпускники Академии художеств отказались писать картину на тему скандинавской мифологии и ушли без дипломов. Это был бунт против академизма - холодной, бессодержательной живописи, которую навязывали молодым художникам. И, парадокс, его называют теперь "академистом". Он примкнул к передвижникам и полностью проникся их идеей - писать не обличающие картины, а жизнь, как она есть. Маковский находил жизнь сложной, противоречивой… и прекрасной. Праздники и гуляния, бытовые сценки, портреты простых людей… По большей части были они яркими, радостными, вызывали улыбку. Маковского тут же стали упрекать за то, что он все приукрашивает.
Тогда пошел черед исторических полотен. Таких масштабных и патриотических, что и Суриков бы позавидовал. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям (1890-е годы). Здесь каждая фигура - отдельная история и образ. А в скоплении всех этих образов вся древняя Россия предстает в своей мощи и красоте в непростой исторический период - поляки засели в Москве, а патриоты в провинции собираются с силами, чтобы защитить отечество.
Потом были мифологические сюжеты. Картина по мотивам одного из них - "Суд Париса", за которую Маковский получил Золотую медаль Всемирной выставки в Париже (1889 год) - недавно была продана на аукционе "Сотбис" почти за три миллиона долларов. Были еще пейзажи - удивительно лирические и добрые, а также натюрморты… А сколько всего осталось неосуществленным, если судить по эскизам. Не успел, хотя прожил долгую и полнокровную жизнь. "Я не зарыл Богом данный талант в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы", - писал он незадолго до смерти, словно предчувствуя ее и подводя для себя главные итоги. Что он имел в виду?
Очевидно, и сам сомневался. Верил, конечно, что художник должен сотрясать устои и волновать умы - тогда ведь все так думали. А он был слишком консервативен и романтичен для того, чтобы стать "потрясателем". Да, и еще - он прожил счастливую жизнь.
Время все расставило по своим местам. Полотнами Маковского восхищаются и спустя 100 лет после смерти. А его критиков давно забыли.
ВИКТОРИНА "КП"
Ответь на наш вопрос - и получи альбом "Маковский"!
До 21 ноября отошлите на номер 7121 SМS с текстом 71art Х, где Х - ваш вариант ответа. Имена победителей мы назовем в номере за 24 ноября.
|
В молодости художник любил рассказывать всем, что его настоящий отец - вовсе не Егор Иванович Маковский, а совершенно другой человек. Кто именно?
- Император Николай I Павлович Романов
- Философ Иоганн Готфрид Гердер
- Поэт Иоганн Вольфганг фон Гете
- Поэт Александр Сергеевич Пушкин
- Художник Карл Павлович Брюллов
Правильный ответ предыдущей викторины - №1, "Суета сует".
Поздравляем победительницу - Валентину Шмидт, юриста из Жмеринки (Винницкая область).
*Стоимость сообщения для совершеннолетних абонентов всех национальных GSM операторов на номер 7121 - 1,00 грн. Тариф указан с учетом НДС. Дополнительно удерживается сбор в Пенсионный фонд в размере 7,5% от стоимости услуги без учета НДС. Отправляя сообщение, вы даете согласие на получение дополнительной информации от компании ИД УМХ о ее услугах и услугах партнеров. Несоблюдение всех условий отправки SMS не гарантирует успешного оказания услуги. ЗАО "Украинские Радиосистемы", лицензия НКРС № 120093 от 16.05.2006 г., ООО "АСТЕЛИТ", лицензия НКРСУ АБ №222715 от 17.11.2005 г. Лицензия Госсвязи серии АА № 720189, выдана ЗАО "УМС"
29. 12. 2004 г. Услуга предоставлена при техподдержке ООО "Издательский Дом УМХ". Телефон поддержки 0(44) 207-33-03.