Ливийские повстанцы потребовали за украинских пленников выкуп

Члены переходного правительства заявили, что наши граждане получат свободу только в обмен на достойное вознаграждение.

Судя по всему, новая ливийская власть решила пойти по пути сомалийских пиратов, которые требуют за иностранных заложников выкуп

Затяжные переговоры, которые ведут украинские дипломаты с представителями новой ливийской власти, по всей видимости, провалились. Напомним, 4 сентября ливийские повстанцы взяли штурмом офис нефтяной компании "Дакара" в Триполи. После обыска в плен угодил весь персонал, а это около 50 человек. Спустя несколько дней большинство пленников отпустили (в основном граждан России и Белоруссии), а вот 22 украинцев обвинили в наемничестве. Якобы они подрабатывали у полковника Каддафи снайперами и обслуживали военную технику. С тех пор украинская сторона всеми силами пытается договориться с повстанцами об освобождении наших граждан. Но пока безрезультатно.

"Комсомолке" удалось разузнать кое-какие подробности переговорного процесса.

- Чем дольше идут переговоры, тем хуже ливийцы относятся к нашим родственникам, - сквозь слезы говорит одесситка Тамара (ее муж Евгений работал в Ливии водителем). - Их хорошо кормили, поили, была возможность позвонить домой, но в последнее время что-то пошло не так. На прошлой неделе питание ухудшилось. Им даже воду перестали давать! Снова начались обыски. Телефон отобрали, чтобы не жаловались родным. Но самое главное - ливийцы дали понять: отпускать домой пленников они не собираются до тех пор, пока Украина не заплатит выкуп. 

По словам Тамары, речь идет о 22 миллионах долларов - 1 миллион за человека. Что ливийцы собираются делать с пленными в случае отказа, пока не понятно.

- Мол, работали они на армию Каддафи, так пусть теперь Украина платит моральный ущерб, - передает слова ливийцев Тамара. - Мы очень боимся за родных, ведь эта новая власть - настоящие пираты.

Какими международными нормами и законами руководствовались ливийцы, когда решили выдвинуть подобные условия украинской стороне, не ясно. Не секрет, что после захвата заложников Украина не раз шла на уступки ливийским повстанцам. И даже согласилась отправить в Триполи самолет с гуманитарной помощью, командировать в Ливию отряд саперов и взять на лечение 11 ливийских боевиков. Но этого оказалось мало. Ведь как только лайнер с провиантом приземлился в аэропорту Триполи, отношение к украинцам кардинально изменилось.

- Нас убеждали, что пленников обменяют на гуманитарную помощь и они вернутся домой на этом самолете, - продолжает Тамара. - Но, видимо, содержание украинской помощи ливийцам не понравилось. Ведь вместо того чтобы отпустить пленных, они начали говорить о деньгах.

А тем временем в киевском военном госпитале продолжают лечить 11 ливийских повстанцев, которые были ранены в боях с армией Каддафи. По словам докторов, состояние пациентов уже намного лучше и скоро они вернутся домой.

- Мы сделали им операции, осколки от пуль и гранат извлечены, раны заживают, - говорят в госпитале. - Они быстро идут на поправку. 

Фото РЕЙТЕР и с официального сайта МИД Украины. 

КОМПЕТЕНТНО 

Николай ЛУКАШ, юрист:

- Эта ситуация четко показывает, на каком месте в мире находится Украина. Мне даже представить трудно, что подобное могло произойти с гражданами Британии, Англии, Франции, США или даже России. Новая власть Ливии не отдает себе отчета, что она делает и как нужно развивать отношения с другими государствами. Пока она только понимает, кто сильный, а кто слабый. Они решили, что от Украины можно поиметь немалые деньги и не пострадать при этом.

Самое обидное, что мы бессильны и готовы выполнять любую прихоть ливийцев, лечить их, кормить, финансировать. Других рычагов у нас нет. 

ОФИЦИАЛЬНО 

Олег Волошин, начальник департамента информационной политики МИД Украины:

 

- Действительно, ливийские власти несколько раз просили нас сделать жесты доброй воли, это и самолет гуманитарной помощи, и лечение военных. Мы пошли им навстречу. Что касается выкупа, официально к нам никто пока не обращался с таким предложением. Но я могу сказать, если такие данные поступят, разговаривать мы будем совсем по-другому. И обратимся к западным партнерам. Ведь тогда возникнет вопрос, кто пришел к власти в Ливии. Люди, которые хотят навести порядок в стране, или бандиты?

Однозначно - вести переговоры о выкупе никто не собирается. Но вытаскивать наших пленных мы будем любой ценой.