Реклама лекарств: борьба за медвоспитание населения

А юристы уверены, что перегружать информацией народ не надо.

Многие украинцы вынуждены заниматься самолечением, потому что не доверяют врачам. Фото Thinkstock.

Во время посещения в пятницу столичного фармацевтического завода "Дарница" премьер-министр Украины Николай Азаров категорично заявил, что рекламы лекарств в средствах массовой информации быть не должно. Это заявление вызвало настоящую бурю. Самые эмоциональные точки зрения на проблему собрала "КП".

Глава комитета здравоохранения Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА) Андрей Стогний поддерживает премьер-министра в том, что в Украине нужно навести порядок в лечении и рецептурном деле. Но…

- В Украине реклама рецептурных препаратов и так запрещена, - подчеркнул Андрей Стогний. - Но мы считаем, что безрецептурные лекарственные средства не должны попадать под запрет. Такая практика в большинстве европейских стран. Ведь все, на что не требуется рецепт, не опасно для здоровья. Эти средства только облегчают симптомы заболевания. Если о них не будет знать пациент, то это прежде всего для него "информационный барьер", невозможность иметь альтернативу при выборе. 

Кроме того, Андрей Стогний обратил внимание, что в нашей системе здравоохранения отсутствует государственное информирование населения о лекарственных препаратах. Простые люди не видят разницы между рецептурными и безрецептурными препаратами, не обращаются к врачу при первых симптомах болезни. В Украине нужно внедрять понятие "ответственного лечения" пациентов как элемент государственной политики. А все предупреждения прописаны в аннотации к лекарству.  

По мнению Андрея Стогния, инструкцию по применению каждого лекарственного средства утверждает Минздрав. Пациент обязан ее изучить и нести ответственность, если нарушит ее. А государству нужно позаботиться, чтобы пациенты научились осознанно относиться к употреблению лекарств.

Но сегодня, по данным Всемирной организации здравоохранения, на четвертом месте стоит смертность от самолечения. И для Украины это колоссальная проблема - слишком сильны народные традиции типа сам себе знахарь. 

- Но есть и другая сторона вопроса, - уверяет юрист Людмила Солоп, специалист по защите прав пациентов. - К сожалению, в нашей стране система регистрации лекарств такая, что многие препараты находятся в списке безрецептурных, хотя в Европе их в свободной продаже нет. Например, обезболивающие. А лечить-то должен врач. Многие пациенты снимают себе первые симптомы, а потом приходят к доктору в критическом состоянии. О новых средствах и методах лечения врача нужно информировать. А простые люди должны только получать назначения. Если какого-то средства нет в аптеке, то фармацевт всегда расскажет, чем его заменить. И не надо перегружать народ лишней информацией. Тогда у пациента не будет искушения лечиться самому.

Взгляд  с 6-го этажа

Как ни крути, а при любом исходе страдает пациент. Не запретят рекламу лекарств - будем травиться по своему разумению. А если запретят, тогда придется медленно чахнуть с болями и другими первыми симптомами. Ведь в поликлинике очередь, а мы на работе. Да и участковый доктор часто толком не разбирается в линейке препаратов. Или, что еще хуже, выпишет то, за что откат получает от фармфирмы. Ох, как бы дожить до того момента, когда врач повсеместно будет доступным, сведущим и не заинтересованным в продвижении одной марки…