Людмила Гурченко: "Я ничего не имею, кроме своего хилого, но несдающегося организма..."

Актриса лишь однажды попросила о помощи правительство, но так и не получила ответ на свое письмо

Людмила Гурченко в интерьере своей квартиры. Слева - любимая люстра актрисы XIX века, купленная в 70-х годах. Справа - в гостиной на стене картина «Ангел» неизвестного автора, приобретенная в 60-х. Это фото для актрисы сделал ее друг Аслан Ахмадов.

12 ноября любимая актриса отметила бы 76-летие. Но Людмилы Марковны уже полгода нет с нами... Накануне ее дня рождения в Москве, в галерее "Дом Нащокина", открылась экспозиция, посвященная великой актрисе. На обозрение выставлены не только плакаты, яркие портреты, но и личные вещи актрисы - костюмы, мебель, посуда, украшения, любимые духи.

Воспроизведена и обстановка квартиры актрисы - показаны вещи и мебель. Так, на первый гонорар от "Карнавальной ночи" актриса купила в Ленинграде старинный канделябр. А вот шкаф из ореха и карельской березы конца XIX века. В нем Людмила Марковна хранила перчатки, корсеты, перья, шляпки, пояса, кружева. Актриса купила его, еще учась во ВГИКе. И всю жизнь вози­ла за собой.

Интересны на выставке и рукописи. Например, черновик письма, которое Гурченко написала правительству. Шла работа над фильмом "Пестрые сумерки", случился кризис, актриса впервые обратилась за помощью - и ей не ответили...

ЧЕРНОВИК ПИСЬМА

(публикуется впервые с сокращениями)

Вот уже не чаяла я, что попаду в такую неожиданную и скверную мизансцену жизни... Увлекшись работой, мы не заметили, как над нами развеялся флаг с отрезвляющим словом "кризис". Все, кто обещал помочь, сникли, оказавшись в грустном положении.

"Господдержка" не может "удержать" музыкальный фильм, где в симфоджазовом оркестре 62 первоклассных музыканта. Но горе, что в картине нет "экшн", убийств, секса, наркотиков и т. д. - того, что входит в составную понятия сегодняшнего "успеха".

Но ведь есть еще часть тонко устроенных зрителей, которые с юмором смотрят "Аватар" и прочие "Звездные войны".

Долги, долги, долги... Бессонные ночи, нежелание жить, верить... выживать! Опять выживать!

Картину закончили. Закончили за свои деньги и за долги. Прошу Госкино о небольшой помощи... Ну, думаю, не без добрых душ... Иду к министру. Он говорит правду: "Все деньги, которыми можно было бы закончить картины, у нас отобрали".

Любимая чашка Людмилы Марковны.

Стою я около Госкино, и вся моя жизнь пролетела. А ведь именно здесь я услышала: "Если в фильме Гурченко, картина будет. Подписывайте запуск". А было ли это? И со мной ли?

Вот стою и думаю: на пороге мой юбилей - будь он проклят. Жизнь отдана людям, государству, Родине. Ах, какое слово, Родина! Война, голод, пожары, бомбежка, немцы, мой Харьков - все перенесли, потому что была Родина!

А теперь где моя Родина? Она меня растоптала, наградила всеми кинематографическими болезнями и переломами, орденами и медалями и оставила здесь, около Госкино с протянутой рукой.

Я ничего не умею, ничего не имею, кроме своего хилого, но несдающегося организма, который концентрируется и несет людям "хорошее настроение".

Извините, может быть, Вы знаете более успешных артистов, которые умеют многое, кроме своей профессии.

И - самое смешное:

Народная артистка СССР Людмила Гурченко.

Этим званием награждались единицы. Его очень трудно было заслужить.

С уважением, и благодарностью, что прочитали.