Дирекция картины "Высоцкий. Спасибо, что живой", решила показать съемочную площадку. Зрителю предоставили уникальную возможность увидеть, как снимается лента "изнутри".
1. История с географией
Ташкент снимали не только в Ташкенте, но и в Минске, и в Бресте, и в Москве… Бухару — тоже не только в Бухаре. Есть сцены, где герои идут по бухарской улице, сворачивают за угол и — опа! — оказываются в Самарканде.
2. Вдохновлялись искусством
Художники картины, создавая атмосферу Узбекистана, изучили вдоль и поперек творчество таких художников, как мастер-традиционалист Петр Беньков и гений авангарда Александр Волков (его знаменитая "Гранатовая чайхана" выставлена в Третьяковской галерее).
3. Древности в кадре — цитадель Арк
Съемка ведется на фоне внушительных стен цитадели Арк, самой древней достопримечательности Бухары. В крепости находилась резиденция эмира. Редуты сужаются кверху, чтобы в случае нападения противника уменьшить зону обстрела.
4. За мощными стенами — руины
В 1920-м Красная Армия вошла в Бухару. При штурме города, которым руководил лично товарищ Фрунзе, была задействована авиация — первые бомбардировщики. В результате дворец эмира был превращен в руины. Дворец потом частично восстановили, а Фрунзе здесь до сих пор не любят.
5. Местный транспорт
Ишаки в кадре — это не реквизит, а реальное и очень популярное средство передвижения в современной Бухаре.
Ишаки в кадре — это не реквизит, а реальное и очень популярное средство передвижения в современной Бухаре.
1. Съемки с исторической точностью
17 смен было отснято в Бухаре, в том самом Доме культуры, где в 1979 году должен был выступить Владимир Высоцкий, но из-за событий, о которых снят фильм, концерт не состоялся.
2. Типовой проект
На фото видна поворотная сцена Дома культуры. Сцена — типовая, да и сам ДК — тоже, такие были по всему Советскому Союзу.
3. Одним не обойдешься
На одном кране "загрипованы" две камеры, видно второго оператора.
4. Естественные фильтры
Свет фильтруется через красный занавес и создает напряженную атмосферу сцены, в которой участвуют Высоцкий и герои Андрея Панина и Максима Леонидова.
5. Почти 30 лет спустя они его увидели
Среди массовки были те люди, которые купили в 1979 году билет, пришли на концерт, но так и не увидели Высоцкого.
1. Весь вечер за роялем
График съемок был очень напряженным. Этот эпизод — редкое исключение. У Ивана Урганта неожиданно образовалось свободное время. И почти весь день он сидел у рояля, играл в свое удовольствие, входил в образ. В результате была снята одна из лучших сцен фильма и, несомненно, лучшая сцена с Ургантом.
2. Без дублера
Это не просто галстук. Это галстук игровой. Он должен быть в кадре вместе с артистом. Во время очередного переезда с объекта на объект продюсер один из игровых галстуков потерял. Дублера у галстука не было, и художнику по костюмам Екатерина Шапкайц пришлось срочно связываться с помощниками в Москве, а тем — добывать такой же галстук и отправлять в Узбекистан.
3. Почти 30 лет спустя они его увидят
Среди массовки были люди, которые купили в 1979 году билет, пришли на концерт, но так и не увидели Высоцкого. В следующей сцене они его увидят.
1.У детского пруда
Боло-хауз — так называется комплекс, на фоне которого снимают сцену героев Панина и Урганта. Хауз — это вовсе не дом, а пруд по-узбекски. Боло-хауз означает "детский пруд".
2. Умные рыбы не желают становиться ухой
Хаузы — это глубокие колодцы, искусственные водоемы, и вода в них достаточно холодная. Однако днем на солнцепеке температура воды повышается настолько, что рыба, живущая там, легко могла бы свариться от жары, если бы не уплывала в трубы.
3. Источник заболеваний
Боло-хауз — один из немногих сохранившихся в Бухаре подобных водоемов: большинство осушили в 1930-х после прихода советской власти, так как они были не только источниками питьевой воды, но и рассадником инфекций.
4. Наследие ЮНЕСКО
Мечеть и минарет, входящие в комплекс Боло-хауз, явно испытали на себе влияние индийской архитектуры. Двадцать деревянных колонн, которые держат потолок айвана — открытой части мечети, — отражаются в пруду, поэтому местные жители называют мечеть мечетью сорока колонн. Кстати, Боло-хауз — объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
5. Магия передоза
Один из самых красивых объектов и одна из самых красивых сцен фильма. Здесь использовали, в частности, нарочито ненатуральный свет, причем в большом количестве. Пересвечивали сознательно. Передозировка дала совершенно магический эффект.
6. На голое тело
Это один из самых холодных съемочных дней. Съемочная группа (справа на мостках) в теплых ватных халатах поверх свитеров. Панин и Ургант — в рубашках на голое тело. В другой ситуации под рубашками было бы термобелье. Но здесь номер с бельем не проходит: все на просвет, будет заметно.