Александр Ройтбурд: "Пушкин-еврей - это дружелюбная провокация"

Самый дорогой украинский художник, которого называют ветераном современного искусства и патриархом украинского постмодернизма, Александр Ройтбурд, отпраздновал свой 50-летний юбилей презентацией в родной Одессе новых работ.

Ройтбурд в свои 50 уже патриарх. Фото Алексея КРАВЦОВА.

А в Киеве сейчас выставлена его известная еврейская серия "Если в кране нет воды…". Между этими двумя мероприятиями "КП" удалось поймать художника для интервью о личном. 

"Я - ЭТО МОЕ СОБСТВЕННОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ"

- Александр, кто вам привил любовь к искусству?

- Как-то само так получилось. В детстве альбомы смотрел, мне они очень нравились, потому что там голые женщины были. Лет в пять это производило очень большое впечатление.

Художник записал в хасиды и весь состав "Битлз", и ...

- В ваших полотнах наблюдается связь с картинами Веласкеса и Караваджо. Вас вдохновляют их работы? И вообще, кто и что вас вдохновляет?

- Не помню, кто сказал, что художник становится художником, когда пишет дерево не потому, что он увидел, какое оно красивое, а потому, что другой художник написал дерево, и он хочет сделать это лучше. Для меня искусство - это всегда само искусство. Я воспринимаю мир через музейные экспонаты. А вдохновляют меня на написание картин впечатления, воспринятые через призму этих работ. 

- А к какому художественному направлению вы себя относите?

- Я - это мое собственное художественное направление. В моем возрасте уже глупо принадлежать к каким-то направлениям. Художник - сам по себе, сам себе тренд.

... самого Александра Сергеевича. 

- Что из современного искусства вам нравится и что интересно в классическом?

- В современном - очень многое. Например, стрит-арт. Ведь все имеет право на существование, главное, насколько это интересно. В классическом искусстве - скорее традиция, ведущая от Караваджо к Рембрандту. Это и Веласкес в каких-то своих проявлениях. А дальше, конечно, та революция, которая произошла в искусстве в конце XIX века, у ее начала стояли импрессионисты. А потом Сезанн, для меня - принципиальная фигура в истории искусств. Вторая революция, которая происходит в начале ХХ века, сюрреализм - я все это люблю. Но нельзя сказать, что "туда ходи, а сюда не ходи", - я всеядный. Это все равно что спросить: вы больше любите рыбу или фрукты? 

"ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ПУШКИНА И ЭФИОПСКИХ ЕВРЕЕВ"

- В одном из своих интервью вы сказали, что идеи будущих картин к вам приходят очень быстро. Где и как это обычно случается?

- Я такое говорил? Идея может прийти на улице, а может - в Интернете, в разговоре, в состоянии опьянения или, наоборот, бодуна. А может, в результате ясного размышления. Где и когда это настигает - невозможно ни предугадать, ни искусственно обустроить. Если идея приходит неожиданно - это хорошо. Но тогда даже я не бросаю все и не бегу к холсту: в последнее время даю идее отстояться.   

Художник записал в хасиды и Шевченко...

- А как появилась идея еврейской серии? И почему именно неевреи приобрели такой облик?

- Пришла она очень смешно. Все началось с Пушкина. На каком-то сайте появилась информация, якобы предки его были не эфиопы, а эфиопские евреи. Это абсолютно недоказуемо. Но у меня появился такой вот Пушкин с пейсами. Дальше эта идея начала развиваться. Была такая песня Константина Беляева семидесятых годов - "Евреи, евреи, кругом одни евреи". Тогда евреями называли кого угодно: и Хемингуэя, и Горького, и любовника леди Чаттерлей. 

Автопортрет Ройтбурда

Да и сейчас в политических комментариях Юлию Владимировну иначе как Капительман не называют. А кто-то Януковича, Путина и Медведева считает евреями. Это болезненное сознание, которое и является объектом легкого издевательства. С другой стороны, это совершенно не­агрессивно. Это провокация, но дружелюбная. 

- Вы выросли в Одессе, но ваша мастерская находится в Киеве. Почему?  

- Я прожил в Америке с перерывами года три. Года через полтора моего пребывания там мне позвонил Марат Гельман и предложил возглавить киевскую галерею. В столице все-таки более серьезная и качественная художественная жизнь, более цивилизованный рынок. Какое-то у людей другое отношение к искусству. В Одессе в этом смысле, к сожалению, все больше и больше провинциализма. Наиболее образованная часть населения обеднела. Произведения искусства - это удовольствие дорогое, а среди местных состоятельных людей образованных мало. Посмотрим, может, что-то улучшится. Но пока радикальных изменений я не вижу. 

... и даже достоевского

КСТАТИ 

"Прощай, Караваджо!"

Статус самого дорогого художника страны Александр Ройтбурд получил благодаря украденной из Одесского музея картины Микеланджело Меризи де Караваджо "Поцелуй Иуды". Художника так расстроил этот факт, что он взял да и написал картину "Прощай, Караваджо!", за которую в 2009 году на аукционе в Лондоне коллекционеры заплатили 97 тысяч долларов. 

А в 2010 году на международных торгах Phillips de Pury & Co за 40 тысяч долларов ушло другое  его полотно - "Прощание Гектора с Андромахой". Впрочем, Ройтбурд известен не только как наш самый дорогой мастер кисти, но и как один из самых скандальных. Хотя Александр и далек от политики, однако одна из его серий была посвящена танцующим экс-президенту Украины Виктору Ющенко и экс-премьеру Юлии Тимошенко. 

ИДИ И СМОТРИ 

Скандально известная серия картин Александра Ройтбурда под названием "Если в кране нет воды…" в эти дни представлена в столичном PinchukArtCentre. Экспозиция открыта до 27 ноября. В этой серии культовые персонажи мировой культуры и ныне известные украинские личности изображены в образах хасидов. Персонажами картин для этой серии стали Тарас Шевченко, Федор Достоевский, Лев Толстой, Александр Пушкин, а также Виталий и Владимир Кличко, Энди Уорхол, Майкл Джексон и группа Beatles. 

Картины с личной страницы художника в LiveJournal.