Хабенский в пять раз дороже Пореченкова и Петренко

«Комсомолка» заглянула в платежные ведомости актеров российского кино

РЯДОВЫЕ

От 300 долларов за съемочный день

Три года назад половина российских сериалов на ТВ держалась исключительно на малоизвестных широкой публике актерах, платить которым можно было сущие, по меркам сегодняшнего дня, копейки. От 100 до 500 долларов за день начислялись даже людям, носившим звания заслуженных артистов России. Сегодня за 100 долларов в день отказываются сниматься даже студенты театральных вузов. Поэтому самый объемный, хотя все равно далеко не самый затратный раздел в зарплатных списках продюсеров существенно подрос. Артисты московских театров получают сейчас за 10 часов съемочного дня от 300 долларов. Зато каждый соглашающийся на участие в дешевом «мыле» втайне надеется, что эта роль станет ступенькой на лестнице на вершину актерского успеха.

Кто еще из этой категории?

Посмотрите титры любого сериала. Практически все актеры, чьи фамилии вам ничего не говорят, из их числа.

ПРАПОРЩИКИ

От 1500 долларов за съемочный день

Бывший «агент национальной безопасности» Михаил Пореченков как раз один из тех, кто «поднялся» на сериалах, грудью проложив себе дорогу в большое кино и к большим гонорарам. Сегодня в активе Пореченкова значатся не только телемордобои, но и нашумевшие проекты вроде «9 роты» Федора Бондарчука. А значит, и гонорар неуклонно идет вверх. И меньше чем с полутора тысячами у. е. с предложениями ролей лучше не подходить.

Кто еще из этой категории?

Своего рода «средний класс» российских актеров. Здесь и «голос Первого канала» Сергей Чонишвили, и звезда сериалов «Талисман любви» и «Бедная Настя» Даниил Страхов, и «бригадовец» Дмитрий Дюжев.

ОФИЦЕРЫ

От 2000 долларов за съемочный день

Кастинг на роль Печорина в снимающейся сейчас экранизации «Героя нашего времени» проводился так, как будто выбирали как минимум президента страны - всем миром и с большущим ажиотажем. И когда на главную роль утвердили Игоря Петренко, все остались довольны: «Этот не подкачает». Не случайно Петренко - самый быстрорастущий (в гонорарном смысле) персонаж российской киноиндустрии. «Звезда», «Водитель для Веры», «Волкодав»: можно не сомневаться, что с каждой ролью цена на мужественного парня будет только расти.

Кто еще из этой категории?

Почти элита российского кино. Начавший сниматься в 12 лет Алексей Серебряков, не имеющая конкурентов в своем амплуа Чулпан Хаматова, главный «мачо» российского кино Дмитрий Певцов.

ГЕНЕРАЛЫ

От 8000 тысяч долларов за съемочный день

Трудно поверить, но всего за семь лет Константин Хабенский проделал путь от актера с репутацией «талантливого, но малоизвестного» (каким он пришел в сериал «Убойная сила») до мегазвезды российского кинематографа. Актерская ставка Хабенского росла от роли к роли: «В движении», многочисленные «Дозоры», «Статский советник». И вот уже справивший недавно 35-летие Константин Юрьевич может позволить себе не выторговывать гонорар за день, а просто называть сумму, которую хочет получить за того или иного персонажа. Брать «аккордно за роль».

Сумма, полученная Хабенским за воплощение на экране глубокого образа Антона Городецкого в «Дневном Дозоре», колеблется в зависимости от источника от 100 до 200 тысяч долларов (чем ближе источник к продюсерам, тем меньше называемая сумма, и чем он ближе к коллегам-актерам, тем она выше). За продолжение борьбы с царством Тьмы в третьем «Сумеречном Дозоре» артист положит в карман в полтора раза больше.

Кто еще из этой категории?

Не нуждающиеся в представлении мэтры советского кинематографа и «молодые» гении: Олег Меньшиков, Олег Янковский, Александр Абдулов, Сергей Безруков, Маргарита Терехова, Инна Чурикова, Лия Ахеджакова.

ВОПРОС РЕБРОМ

Почему они не гордятся своими гонорарами?

В отличие от западных коллег, чьи голливудские гонорары известны каждой собаке, российские (как, впрочем, и украинские) лицедеи свои заработки тщательно скрывают. Причина банальна - нежелание продюсеров и самих актеров платить налоги. Большинство артистов получают заработанное черным налом в конвертах: кто попроще - непосредственно в конце смены, кто попафоснее - заранее за всю роль сразу. Но ни в налоговую декларацию, ни тем более в прессу они не попадут никогда.

КСТАТИ

Как делят деньги в кинобизнесе

Определившись с режиссером, бюджетом, сценарием и количеством героев, продюсеры приступают к подбору актеров.

Первым делом ищется главный «зазывала» - самый именитый, а значит, и самый дорогостоящий исполнитель. Если проект не претендует на звание культового, то, как правило, ограничиваются одной звездой. Тем более что это самая проблематичная позиция. Актеров с очень громким именем в России, как это ни парадоксально, не так уж и много. Во всяком случае на все, снимаемое у них в стране, звезд не хватает, что позволяет мегазвездам запрашивать заоблачные, по нашим меркам, деньги.

После того как большая часть гонорарного пирога откушена «зазывалой», приходит очередь «героя второго плана», на роль которого, как правило, призывается звезда восходящая. Хотя иногда хэдлайнер в качестве придатка к гонорару ставит условием отдать одну из подобных ролей своему родственнику или протеже. Например, за участие в одном из сериалов Ирина Алферова потребовала взять в проект мужа своей дочери - тогда еще начинающего артиста Егора Бероева. А Олег Меньшиков согласился сниматься в одном из нашумевших фильмов, только когда вместе с ним работу получил его друг Никита Татаренков.

В самую последнюю очередь подбирается «все остальное». Режиссер нередко прямо перед началом съемок отбирает подходящие, на его взгляд, типажи из предлагаемых ему актеров нижайшей ценовой категории и командует: «Мотор!»

Сколько заработали звезды на фильмах 2006 года

P.S. Из украинцев потягаться с россиянами некому. Самый большой гонорар наиболее успешного отечественного актера Богдана Ступки - всего $40000 (за главную роль в фильме «Молитва за гетмана Мазепу»).