В книге «Рекордов Украины» пять львовян-парашютистов

Не верьте тем, кто говорит, что не боится прыгать с парашютом. Они или никогда не прыгали, или не слышали анекдотов о парашютистах. Как вот, например. Самолет. Высота 1000 метров. Инструктор по прыжкам с паршютом в самолете: «Первый пошел, второй пошел, третий пошел. Парашютики не забываем, не забываем...».

Это был «парашютный» тест. Если вы даже не улыбнулись, можете успокоиться сами и обрадовать родителей - у вас стойкий «парашютный» иммунитет. Вас можно увидеть под куполом парашюта лишь «на спор» или после силового метода «переубеждения».

Дорогое удовольствие

После пасхальных праздников во Львове откроется «прыгательный сезон». Уже в субботу и воскресенье (14-15 апреля) на аэродроме «Цунив» при «летно-прыгательной» погоде можно будет полетать на парашюте. Прыжки для первачков организовывают на высоте 800 метров с десантным парашютом со стабилизацией и принудительным раскрытием. Стоит это удовольствие в среднем 160 гривен. В стоимость прыжка входит сам прыжок, инструктаж по ускоренной программе, сложенный парашют, медосмотр, страхование, плата за топливо для самолета. Удовольствие недешевое.

Но можно во Львове научиться управлять парашютом и бесплатно. Есть в нашем городе парашютный «фанат» Валерий Новиков, который в 1985 году загорелся идеей создать на общественных началах клуб, где подростки бесплатно могли бы научиться парашютному делу. На счету Первой украинской юношеской спортивно-парашютной школы уже несколько десятков выпусков. Среди выпускников более трех тысяч успешно прошли парашютную подготовку и получили свидетельство укладчиков парашютов, приблизительно столько же выпускников прыгнули с парашютом.

В последние годы в школе произошли некоторые изменения: сегодня на учебу принимают не только учеников и студентов, а и людей в возрасте.

«Держи ноги!»

Валерий Петрович готовит к первому прыжку нескольких школьников. На одном из последних подготовительных занятий побывала и корреспондент «КП». Специально напросилась в младшую группу. Тут занимаются ученики 9-11 классов.

- 321, 322, 323, - выкрикивает Ира, вися на тренажере. - О! Купол.

- Земля справа! - командует Валерий Петрович. - Разворачивайся. До земли 100 метров. Что запуталась? Ноги держи!

Ира еще копошится, остальные девчонки и ребята дают совет (пока на «земле» они все помнят). На аэродроме будет сложнее.

Кое-кто из будущих парашютистов комментирует: «Осталось 10 метров, 9, 8, 7...»

- А земля может быть сзади?

- Может. Главное, чтобы не сверху...

Первый вопрос, с которым обычно обращаются первачки к бывалым парашютитам или инструкторам: «А что делать, когда парашют не раскроется?». На этот стандартный вопрос у большинства выработался такой же стандартный ответ: «Тянешь за кольцо запасного парашюта. Если не поможет, подходи ко мне, я выдам тебе второй». В официальном документе записано: надежность парашюта 99,9%, и это правда. Подумайте самые, парашют прошел предлинный путь эволюции, его «придумывали» несколько раз, а проверяли еще больше.

У Валерия Новикова свой «успокоительный» аргумент о безопасности парашютов:

- Как часто вы слышите, что разбился парашютист? А о разбитых автомобилях? То-то же. Парашютный спорт намного безопасней, чем «автомобильный» или даже «пешеходный».

Рекордсмены школы Новикова

Интересно, что четыре ученика Валерия Новикова даже попали в книгу «Рекордов Украины». Прославили своего учителя Юрий Оксюковский и Анастасия Керечан – как самые юные – четырнадцатилетние парашютисты. Школа дала путевку в небо и людям старшего возраста. В книге рекордов записана фамилия львовского врача-логопеда Татьяны Куровец, которая первый прыжок сделала в 53 года, и предпринимателя Олега Козака, который в 49 лет совершил сразу три прыжка.

Упомянут среди рекордсменов и сам Валерий Новиков, как единственный в Украине автор пяти книг о парашютизме.

Парашютный спорт спасает от «улицы»

«Рекордсмена» Юрия Оксюковского в парашютную школу привела мама. Мальчику было тогда двенадцать с половиной лет. А в неполных 14 он уже прыгнул, чем негласно себя прославил. Если бы об этом стало известно, то событие стало бы прецедентом (а для учителя, наверное, инцидентом). С того времени прошло уже больше пятнадцати лет, поэтому мне и рассказали о тайне этого «заговора».

Юра был «трудным» ребенком, прогуливал школу, его затягивала «улица». Альтернативу нежелательной компании ровесников, родители искали долго: футбол, баскетбол, фехтование... Мальчик нигде не задерживался надолго. А парашютный спорт «затянул» и так крепко, что теперь Юра учит в военном училище будущих десантников. А тогда, во время первого прыжка мальчик просто добавил себе несколько лет.

- У меня есть мечта, – поделился с нами Валерий Петрович. – Очень хочу установить вышку для прыжков. Дороговато для школьников стоят прыжки. А так и тренировочная база была бы и аттракцион неплохой. Есть у меня даже вся необходимая документация, да вот инвестора пока не нашел. А дело – нужное.

Из истории вопроса

Считают, что впервые идея создания парашюта возникла у Леонардо да Винчи. В его рукописи 1495 года зафиксировано первое описание «палатки из накрахмаленного полотнища» и упоминание о возможности безопасного спуска с высоты. А впервые воспользовался подобной конструкцией, о которой писал Леонардо, француз Лавен в 20-х годах семнадцатого столетия. «Свободолюбивец», которого подвергли заключению в крепости, решил убежать. Сшил из простыней шатер, прикрепил веревки и, держась за импровизированные «стропы», прыгнул с тюремной стены. Чудом он довольно удачно приводнился. Со временем испытание парашютов приравняли к смертной казни. В 1777 году приговоренного к смертной казни француза заставили проверить летающий плащ профессора Фонтанжа. Если прыжок будет удачным, ему пообещали жизнь. Прыгнул и остался жив...

Анекдот в тему

А остряки-парашютисты придумали инструкцию, как вести себя в самолете в ожидании прыжка:

Болезненно искривите лицо, стучите себя по голове и приговаривайте: «Закройтесь там все! Закройтесь, я сказал».

Бегайте по салону, нервно спрашивайте сами у себя: «Куда мне? Куда?». Потом сядьте и грустно скажите: «Ну вот, опоздал...».

Зайдите в самолет с сумкой-холодильником, на которой написано «Донорские органы».

С сильным немецким акцентом попросите всех присутствующих показать билеты.

А когда все поднимутся для прыжка, упирайтесь ногами и кричите, что вы заплатили за билет в оба конца.

На заметку

Как доехать до аэродрома

Аэродром «Цунив» находится в 30 километрах от города Львова, и в 7 километрах от районного центра Городок. Доехать до аэродрома можно на электричке (пригородный вокзал - мостиское направление) или на своей машине.

Если вы добираетесь на аэродром своим транспортом, авторы сайта extreme.lviv.ua советуют выезжать со Львова по ул. Городоцкой и ехать до Городка. После въезда в Городок, через 2 км будет поворот направо - Ивано-Франково (на дороге есть указатель), повернув, необходимо проехать 4 км 700 метров и будет первый поворот налево (песчаная дорога на аэродром), но если проехать еще 1 км, то будет еще один поворот налево (более «приличная» дорога). Дальше ехать прямо и не сворачивать.