Два года назад одесситов шокировала новость: знаменитый дом Руссова охвачен пожаром. Вечером 29 октября гуляющие на Соборной площади люди заметили, что пылает крыша знаменитого здания, и тут же вызвали пожарных. Через некоторое время здесь уже собралась толпа зевак, порой мешая спасателям использовать технику. Кроме обычных горожан за горящим памятником архитектуры наблюдали и городские чиновники. Жильцов эвакуировали на Соборную площадь, люди взяли с собой самое ценное: некоторые вещи, документы, деньги, а одна женщина держала за пазухой белого котенка. Погорельцам пришлось сидеть на холоде полночи. При пожаре никто не пострадал, но зато самому дому пришлось несладко. Некоторые уникальные детали декора, располагавшиеся на крыше, окончательно разрушились и восстановлению не подлежат. Через несколько недель в здании снова был пожар, и обрушилась часть дымохода, серьезно повредив несколько припаркованных возле него иномарок. Говорили, что дом начал гореть одновременно в нескольких местах, что исключает случайное возгорание. Позже это подтвердили и официальные ведомства. Причиной ЧП в доме Руссова в МЧС назвали умышленный поджог.
– Причина пожара – занесение источника огня извне неизвестными лицами,– сообщают в облМЧС. – На месте событий были обнаружены два независимых очага возгорания.
|
Зловоние и разруха
Сейчас дом прегражден аварийным забором. За несколько метров от здания чувствуется зловоние, характерное для каждой заброшенной стройки. Но несмотря на это, на первом этаже левого крыла здания, которое не было затронуто пожаром, располагаются несколько контор: обменный пункт, обувной магазин и офис. Внутрь двора также можно попасть, пробравшись через дощатые ограждения. Во входной арке здания кто-то устроил себе подобие барной стойки: на рельефном выступе в стене стоят десятки пустых бутылок и куча окурков. Сам двор заставлен стройматериалами и инструментами. Как оказалось, здесь еще функционирует производственный цех, в котором создают лепнину для реставрируемых фасадов, а также офис торговой фирмы.
– Мы уже съезжаем с ноября, а то сюда и клиентов стыдно приводить, да и самим неприятно работать, – говорит сотрудник офиса Михаил. – Наша контора к самому дому не относится, но вход – через двор. Мы сначала надеялись, что дом отреставрируют, но сейчас понимаем, что это вряд ли возможно. Скорее всего, его просто разрушат окончательно, а потом построят заново.
На спасение дома сбрасывались деньгами
На момент пожара в доме проживали пять семей, после ЧП погорельцам выдали ордера на новые квартиры. К слову, дом Руссова и до пожара был признан аварийным и остро нуждался в серьезном ремонте, но пять семей отказались от отселения. Поговаривали, что оставшиеся жильцы запросили чрезмерно большие деньги за свою жилплощадь у инвестора– фирмы "Реставратор-1946", входящей в группу компаний "Инкор-Групп". Фирма выкупила основную часть квартир в этом здании, намереваясь стать собственником. В настоящее время балансодержателем дома по-прежнему остается территориальная громада Одессы в лице ЖКС "Порто-Франковский".
Чиновники несколько раз намеревались восстановить здание и искали на это средства. К спасению дома Руссова подключались и небезразличные одесситы, собирая на его реконструкцию деньги. Но, как видно, здание по-прежнему стоит без какого-либо намека на ремонт. Силами городского управления капстроительства здесь проведены лишь первоочередные противоаварийные работы. Городские власти нехотя комментируют сложившуюся ситуацию.
– Объект законсервирован, – пояснил начальник управления капстроительства Леонид Ковалев – У государства нет средств.
Более детально ситуацию нам прояснила начальник областного управления охраны культурного наследия Наталья Штербуль.
- Это наша боль, – вздыхает Наталья Анатольевна. – В настоящее время мы подали иск на фирму "Реставратор-1946", которая является собственником большей части квартир. Мы хотим в судебном порядке призвать фирму заключить охранный договор, согласно которому они обязуется привести памятник архитектуры в порядок, указав в договоре конкретный график ремонтных работ.
Как объяснила чиновник, управление вынуждено идти на такие меры, так как другие методы оказались недейственными. Однако, по мнению Штербуль, городские власти могли бы дать зеленую улицу в подготовке разрешительных документов для инвестора, который и ранее изъявлял готовность приводить дом Руссова в порядок, но натолкнулся на бюрократические проволоки.