Жетоны и талоны в транспорте отменят

На этой неделе в мэрии активно обсуждали очередной этап "транспортной революции" - введение единого проездного. Перспектива, которая казалась далекой и сомнительной, теперь реальна, как никогда

Автоматы, которыми так активно оборудовали станции подземки, в ближайшем будущем уже будут не нужны. Фото с официального сайта Харьковского горсовета.

Автоматы, которыми так активно оборудовали станции подземки, в ближайшем будущем уже будут не нужны. Фото с официального сайта Харьковского горсовета.

Пополняться можно будет везде
 
Слухи о подготовке к отмене жетонов в метро получили официальное подтверждение. На смену привычным кругляшам и талончикам в трамваях-троллейбусах придут единые электронные проездные билеты. Причем действовать они будут во всех видах городского транспорта, включая и маршрутки. Для тех же, кто не захочет ими пользоваться, введут одноразовые билеты со специальным штрихкодом. Пополнять счет на проездных можно будет не только через уже работающие автоматы в метро.
- Карточки изменят таким образом, чтобы их можно было пополнять с помощью "ай-боксов", стоящих на улицах города, - объяснил на заседании исполкома горсовета директор департамента транспорта и связи Сергей Дульфан. - Это будет сделано, чтобы уменьшить очереди в метрополитене.
Реформу готовятся проводить в три этапа. В течение двух месяцев переоборудуют метрополитен, затем - наземный электротранспорт и последними - маршрутки. Заработать все это должно до Евро-2012, а значит, изменения начнутся в ближайшие месяцы.
 
Кругляши разбирают на сувениры
 
Специалисты подсчитали: отказ от использования жетонов позволит метрополитену сэкономить 4 - 6 миллионов гривен в год.
- Жетоны очень дорого обходятся в обслуживании, - поясняет директор КП "Харьковпасс" Максим Мусеев. - Во-первых, их изготовление. Те химические вещества, которые влияют на светопропускаемость, резко возросли в цене. Сегодня себестоимость одного жетона больше 1 гривны. Во-вторых, существует постоянный отток жетонов: люди разбирают их на сувениры, ломают, теряют. В-третьих, их нужно обслуживать — инкассировать автоматы, пересчитывать, развозить по станциям, а это тоже финансовые затраты.
На вопрос, а зачем же было тратить деньги на установку автоматов по продаже жетонов на каждой станции, если кругляши все равно собирались отменять, Максим Мусеев отвечает так:
- Сроки амортизации у автоматов достаточно короткие. Но могу сказать, что это были внутренние разработки самого метрополитена, поэтому затраты на них были минимальными.
 
Тариф останется фиксированным
 
С тем, что от жетонов нужно отказываться, согласны и харьковские ученые. Такая система оплаты устарела, говорят специалисты из академии городского хозяйства.
- Бумажные билеты - более современная форма, - считает Артем Сосипатров, старший преподаватель кафедры городского электротранспорта.
На Западе, по словам специалиста, существуют два варианта оплаты проезда по единому билету. Первый работает в Праге и Таллинне.
- Оценивается время поездки, - поясняет Сосипатров. - Например, пассажир планирует поездку длительностью полчаса и покупает билет на полчаса. Если он превышает это время и не продлевает билет, его штрафуют.
Вторая модель действует в Берлине и Варшаве - в ее основе не время, а территория поездки.
- В городе формируются зоны, - говорит специалист. - Центр - это зона А, нтересная туристам. Зона В - периферия города. Зона С - пригород. В зависимости от того, сколько зон пересекает пассажир, формируется стоимость поездки.
Однако для Харькова все эти системы пока что недоступны, ведь, по законам Украины, в городском транспорте есть фиксированный тариф за проезд и менять его нельзя.
- У мэра была инициатива о возможном использовании двуставочного и зонального тарифов, но это полномочия не города и не области, - говорит Максим Мусеев.
Так что в ближайшей перспективе всем харьковчанам, которые пользуются городским транспортом, придется привыкнуть только к новым проездным, принципы оплаты останутся прежними.