Цыганские Штаты Европы

Наш спецкор Дарья АСЛАМОВА попыталась понять, почему тихую православную Болгарию вдруг охватили цыганские погромы.

Болгарин Атанас Петров рассказал спецкору «КП», что своими глазами видел, как подручные цыганского барона убили его 19-летнего сына Ангела.

"РАЗВЕ ЕВРОСОЮЗ ИМПЕРИЯ? 
ТАК, ЖАЛКИЕ ПОПЫТКИ..."

"Нам нужно, чтобы в Болгарии на месяц выключили Интернет. Чтобы исчезли все репортеры, которые повсюду суют свой нос. И чтобы где-нибудь в Новой Зеландии случился грандиозный кризис, отвлекший на себя внимание мира. Спустя месяц Европа спохватится и спросит: а где ваши цыгане? И мы скажем: "Ой!"

В популярном кабачке Софии заседают молодые и рьяные болгарские националисты. Не из племени бритоголовых. Скорее мальчики из добропорядочных семей. Благовоспитанные, образованные, чистенькие юноши, говорящие на нескольких языках. Их вожак, харизматичный Ангел Джамбазки, кандидат в мэры Софии, чьими портретами увешан весь город, уже прославился в Болгарии своими непримиримыми взглядами в отношении цыган.

- Если я стану мэром, я первым делом бульдозерами срою цыганские гетто как незаконные поселения. Ты спрашиваешь, куда денутся люди? Они вернутся туда, откуда пришли. Обратно на историческую родину, в Индию. Так после краха социализма из Болгарии самолетами высылали толпы вьетнамцев. Поверь мне, любой болгарин готов купить билет в один конец обитателю гетто. Ведь сегодня у всего Евросоюза болит голова - 12 миллионов цыган кочуют по Европе, и никто не знает, что с ними делать!

Я с любопытством смотрю на эту новую поросль европейских националистов. Они деятельны, энергичны, фанатичны в своем патриотизме, живо интересуются националистическим движением в России и поддерживают контакты с единомышленниками во многих странах мира.

- Ребята, а что вы думаете о норвежце Брейвике, убившем свыше 90 человек?

Долгая тяжелая пауза и взгляды в сторону.

- Это был акт отчаяния, - наконец говорит Ангел Джамбазки. - Человек сошел с ума, обнаружив, что мир, в котором он вырос, стал другим и больше ему не принадлежит. Брейвик, несомненно, безумец, но он стал эмблемой и символом протеста эпохи мультикультурности. Бездетная богатая Западная Европа впустила мигрантов-мусульман, которые принесли с собой чуждые религиозные и культурные ценности. Восточная Европа выжила только благодаря "железному занавесу" коммунизма, остановившему пришельцев, но и у нас немало внутренних этнических проблем. Вам, русским, проще - Путин строит новую империю, и вы можете позволить себе роскошь имперского национализма. А мы маленькая страна с демографическими проблемами, и наш национализм узкий, этнический.

- Но вы тоже часть империи под названием Евросоюз!

- Разве это империя?! - отмахивается Ангел. - Так, жалкие попытки. Тот, кто хочет узнать секреты империи, должен ехать в Санкт-Петербург и увидеть этот город, построенный на болоте, из крови и костей. Вопреки всему. Нечто, созданное из ничего. Вот так строят империи! А у меня есть только мой дом, моя улица, моя Болгария, плохая ли, хорошая, но МОЯ! И я готов защищать ее до последней капли крови.

"ЗА ЧТО УБИЛИ МОЕГО СЫНА?!"

Деревня Катуница неподалеку от Пловдива. Скорее даже городок с населением около трех тысяч человек. Атанас Петров, немолодой мужчина с потухшим взглядом и почерневшим от горя лицом, кладет цветы на асфальт. "Прямо на этом месте 23 сентября подручные цыганского барона Кирилла Рашкова насмерть задавили моего сына Ангела Петрова, - тихо говорит он. - Это было преднамеренное убийство, что могут засвидетельствовать десятки моих односельчан. Я сам стоял в двух шагах и видел, как микроавтобус протащил по земле моего сына. Я ничего не имею против цыган - в нашем селе живут и вполне добропорядочные цыганские семьи, работающие на земле. Дело ведь не в национальности".

Однако многие болгары уверены, что дело как раз в ней. Убийство 19-летнего Ангела Петрова потрясло всю страну и вывело на улицы тысячи людей. Общественное мнение впервые подняло вопрос о цыганском терроре. Свыше десяти лет "царь Киро" (так называли цыганского барона Кирилла Рашкова) держал в страхе внешне благополучную Катуницу. Полиция, щедро подмазанная золотом, на все закрывала глаза.

- Он выстроил семь дворцов в деревне, завел целый парк автомобилей и вооруженную охрану, по своему желанию перекрывал улицы, - говорит лидер партии ВМРО (Внутренняя Македонская революционная организация) Красимир Каракачанов. - Посреди села барон отгрохал нелегальный спиртовой завод, да еще и хвастался по телевидению тем, что производит контрафактный алкоголь по собственному рецепту. Ему все сходило с рук. Он не платил налоги, зарегистрировал собственную партию и считался неприкасаемым, поскольку открыто поддерживал нынешнее правительство. Что же произошло три недели назад? "Царь Киро" угрожал молодой семейной паре, которая в отчаянии подала жалобу в полицию. Уже через два часа к ним явились люди барона и сказали, что отрежут им головы. Ясно, что полиция немедленно его информировала и сообщила, от кого жалоба. На следующий день на деревенской улице стали собираться возмущенные жители. Из Пловдива приехали гости к барону и на его машине намеренно, на глазах у всех задавили парня, родственника той семейной пары. Эта же машина сбила и покалечила полицейских. Если бы барона сразу арестовали, не было бы волнений. Четыре дня его скрывали и под полицейской охраной возили из города в город. На третий день после убийства Рашков преспокойно дал интервью популярной газете, где заявил: каждый, кто поднимет на меня голову, может с ней проститься - я ее отрежу. Но когда волна протестов поднялась по всей Болгарии, барона наконец арестовали. На демонстрации против политики двойных стандартов вышли не только ультрарадикалы, но и обыкновенные люди и даже матери с детьми.

Футбольные фанаты из Пловдива устроили в Катунице "барбекю-вечеринку", разгромив и спалив виллы барона. Но, в целом протесты были мирными и благоразумными.

- В отличие от Лондона здесь не было разбитых магазинов и подожженных машин, - говорит лидер националистической партии "Атака" Волен Сидеров. - На митинги вышли не нацисты и не скинхеды, а просто люди, которые не хотят жить в цыганском государстве. Правительство пытается преуменьшить значение протестов и заявляет, что у нас нет цыганской проблемы. Но это вранье. Цыгане терроризируют целые сельские регионы, нападают в деревнях на беззащитных пожилых людей. Есть дома, которые грабили около ста раз кочующие таборы. Болгары в страхе бегут из деревень под защиту больших городов. Самый трагичный случай произошел два года назад в поселке Литаково недалеко от Софии. Трое цыган напали на пожилую женщину, которая только что получила пенсию. Ее изнасиловали, топором отсекли голову и расчленили тело. Одному из убийц дали 19 лет тюрьмы, ну и что? Отсидит лет восемь, выйдет и снова будет убивать. Цыганские бароны ведут себя как местные царьки, приходят за социальной помощью, с ног до головы обвешанные золотом, в домах у них по три спутника. А своих подданных они целенаправленно держат в трущобах, в этих инкубаторах преступности, используя темных, безграмотных людей для воровства, проституции и наркотрафика. В незаконных гетто в каждой лачуге регистрируют по тысяче человек. Это практически люди-фантомы, которые не платят за воду и электричество и даже не знают, что такое налоги. В Евросоюзе - лицемерное отношение к цыганам. Вы их, мол, у себя проинтегрируйте. Но когда болгарские цыгане приехали во Францию, устроили там лагеря и начали воровать, президент Саркози вернул их нам в подарок, на практике нарушая принципы ЕС о свободе перемещения. Их просто погрузили в самолеты и отправили обратно.

 

"Цыганам еще и приплатили по 300 евро - лишь бы они покинули Францию, - возмущается политик Красимир Каракачанов. - Пересечение границ превратилось в выгодный бизнес. Цыгане возвращаются в Румынию и Болгарию, стоят здесь табором один месяц и снова едут во Францию, чтобы получить деньги на выезд. Евросоюз 20 лет объяснял болгарам, что мы должны быть толерантны и воспитывать цыган. Почему бы Франции не взять их себе на воспитание? А мы посмотрим, что у них получится!"

Антицыганскими настроениями охвачена вся Европа - Чехия, Венгрия, Румыния, Португалия, Словакия. Цыган с проклятиями гонят отовсюду. Откуда такой взрыв ненависти к племени вечных бездомных и неприкаянных скитальцев?

"МЫ ДИКИЕ, 
НЕТ У НАС ЗАКОНОВ"

Многовековая городская философия всегда причисляла цыган к несговорчивым: их невозможно приручить, заставить жить в обществе, подчинить порядку и закону. Почтенные обыватели с отторжением наблюдали картины их беспокойной жизни: переезды из города в город, неверный хлеб, вольные нравы, буйное детопроизводство. У них не было понятия о священном праве собственности и отсутствовала связь с кормящим ландшафтом. Попрошайничество, гадание на картах, мелкое воровство, конокрадство, похищение и торговля детьми, контрабанда - такой образ жизни вызывал неизбежное негодование у обывателя. Ненависть к цыганам особенно возрастала во времена экономических и социальных кризисов.

Бесчеловечность средневековых антицыганских законов поражает воображение. В Англии закон от 1554 года ввел смертную казнь для цыган мужского пола, а позже и повешение для всех англичан, кто осмеливался водить с ними дружбу или просто знакомство. В Швеции по закону от 1637 года цыган ожидала виселица, а в Майнце с 1714 года казнили мужчин, а женщин и детей клеймили раскаленным железом. В Моравии и Богемии цыганам отрезали уши. А в 1725 году король Пруссии Фридрих-Вильгельм приказал истребить всех цыган старше восемнадцати лет.

Российская империя с ее широтой взглядов и терпимостью к самым разным национальностям сотворила чудеса с цыганами. Их не гнали, приучали к оседлости и цивилизованному образу жизни. Цыгане оказались прекрасными кузнецами, занимались торговлей лошадьми, давали представления с дрессированными медведями. Поэтов и художников пленял независимый образ жизни этого кочевого народа с его несравненно, неукротимо свободным сердцем и умением жить одним днем. Цыган романтизировали и воспевали, ценили за актерские и музыкальные таланты. Из их среды вышли блестящие профессиональные артисты, а зажигательная цыганская музыка стала неотъемлемой частью русской культуры.

Не обижала цыган и советская власть. Даже в беспощадный период Гражданской войны их не трогали ни белые, ни красные. Удивительная для того времени снисходительность! Видно, было в цыганах нечто неотразимо привлекательное для русского сердца.

Вторая мировая война нанесла страшный удар по древнему племени. Гитлер считал цыган человеческим мусором, подлежащим беспощадному уничтожению, - наряду с гомосексуалистами, неизлечимо больными, сумасшедшими, наркоманами и евреями. Геноцид цыган - на языке рома "самударипен" (убийство всех) и "кали траш" (черный ужас) - куда менее известен, чем еврейский холокост. (У цыган просто не нашлось ни покровителей, ни заступников в политических и медиакругах.) Точные цифры жертв невозможно установить, как и само количество цыган, кочующих в то время по Европе. Их истребляли целыми таборами. В концлагерях и газовых камерах погибли до 300 тысяч человек. В Эстонии и Хорватии было уничтожено свыше 90% цыган, в Польше - до 70%, а в СССР на оккупированных территориях - не менее половины этноса. Выживших женщин и девочек нацисты подвергали насильственной стерилизации варварским методом (укол в матку грязной иглой).

В период "холодной войны" большинство европейских цыган сосредоточилось в Восточном блоке - на территории СССР, Румынии и Болгарии, под жестким, но благотворным для нации прессом социализма. Да, их принуждали к труду, наказывали за тунеядство и бродяжничество, но при этом обеспечивали новым жильем и медицинской помощью, а главное - загоняли цыганских детей в школы. В результате политики кнута и пряника шла интенсивная интеграция кочевого этноса в общество - осело свыше 90% цыган. Резко вырос уровень образования, расцвела музыкальная культура. Ромалы до сих пор с ностальгией вспоминают социалистический период.

- При коммунистическом режиме народ рома не был в таком тяжелом положении, как сейчас, - уверен лидер цыганской болгарской партии "Дром" Илия Илиев. - Ромы имели жилье и, главное, работу - на предприятиях текстильной промышленности и в земледелии. Дети получали хорошее образование. Тогда всерьез можно было говорить об успехах интеграции.

Очередной антицыганский митинг в столице Болгарии Софии. Слоган на майках демонстрантов можно понять и без перевода: "Не хотим жить в цыганской державе".

- При социализме цыган принуждали работать, и это был позитивный процесс, - говорит социолог Михаил Мирчев. - Возник цыганский средний класс с техническим образованием. Болгарское правительство проводило политику децентрализации: была специальная программа расселения представителей меньшинств по обычным домам, где живут болгары. Мощная милицейская машина упражняла на цыганах силу законов. Но с приходом демократии началось цивилизационное расслоение общества, и цыгане снова вернулись в эпоху феодализма XIII века. В центре гетто - замок феодала (трех-четырехэтажная вилла цыганского барона), а вокруг - трущобы, где в нечеловеческой нищете ютятся темные, забитые люди. 22 года демократии абсолютно деморализовали цыганскую общность.

Крах социалистического блока принес огромные беды едва укрепившейся нации. Лишенные государственных милостей и строгого догляда, цыгане быстро дичали, спивались, опускались на социальное дно и снова сбивались в стаи. Рухнул "железный занавес", и ромалы полезли через границы в Западную Европу в поисках пропитания, как клопы из ошпаренного тюфяка. Началось новое Великое переселение народов, полностью изменившее этническую карту Европы. Нищета вернула цыган к их старинным воровским промыслам, к которым добавился и наркотрафик. На моральное разложение народа также оказал влияние и абсолютно новый фактор. Впервые за всю историю существования цыганского этноса политикам пришла в голову циничная мысль. Цыгане - это не просто деклассированные неудобные элементы общей европейской мозаики. Цыгане - это прежде всего избиратели.