Начальник Управления ГАИ МВД Украины Валерий Лозовой: "Не каждый шаг навстречу водителям воспринимается правильно"

На вопросы читателей "КП" ответил главный гаишник страны.

Начальник Управления ГАИ МВД Украины Валерий Лозовой

"ФОТОФИКСАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПОМОЖЕТ ПРЕДОТВРАТИТЬ АВАРИИ"

- Раньше инспектора фиксировали нарушения, как говорится, из засад - ставили "Визири" и вели съемку. Сегодня от этой практики отказались. Скажите, что-то планируете менять в этом плане?

- Сейчас достаточно много изменений в организации работы дорожно-патрульной службы. Например, нет беспричинных остановок транспортных средств, отменили скрытое наблюдение за дорожным движением. Однако практика показывает, что не каждый шаг навстречу водителям оправдан. Именно поэтому мы рассматриваем вопрос фотофиксации нарушений Правил дорожного движения. Такая практика весьма распространена во многих европейских странах.

Приведу вам очень простой пример: давайте возьмем скоростную магистраль Киев - Борисполь. Там четыре полосы движения, водитель превышает скорость в крайней левой полосе. Как может инспектор остановить это транспортное средство? А так можно было бы не останавливать нарушителя, а зафиксировать это нарушение и потом привлечь водителя к административной ответственности.

То же самое касается и железнодорожных переездов, на которых происходят аварии с тяжкими последствиями. Установив на них камеры наблюдения, мы смогли бы привлекать к ответственности тех водителей, которые нарушают правила проезда железнодорожных переездов и тем самым создают аварийные ситуации.

УСТРАИВАТЬ ТЕХОСМОТР НА ДОРОГЕ ЗАПРЕЩЕНО

- Меня интересует перечень из 12 оснований для остановки машины инспекторами. Есть там такой пункт, как "наличие признаков, которые говорят о технической неисправности транспорта". Что означает эта техническая неисправность, из-за которой меня могут остановить?

- Речь идет о тех неисправностях, которые инспектор может определить визуально. Например, это может быть неисправность осветительных приборов автомобиля, указателей поворотов, стеклоочистителей.

Еще раз повторю: это те неисправности, которые инспектор с полной уверенностью может определить визуально. О неисправностях, которые определяются на СТО специалистами, тут речь не идет. Поэтому если в вашем автомобиле все работает, то ни один инспектор вас не остановит по этой причине.

ГАИШНИКОВ МОЖНО СНИМАТЬ НА ВИДЕО

- На днях меня остановил инспектор и, сославшись на то, что моя машина неисправна, попросил показать полис "автогражданки". Имел ли он на это право?

- Как я уже и говорил ранее, если у инспектора есть основания считать, что машина неисправна, он имеет полное право остановить такое транспортное средство. Эксплуатация неисправных транспортных средств - это нарушение Правил дорожного движения. А проверять наличие страхового полиса можно как раз при оформлении административных материалов при нарушении ПДД. Так что, если машина у вас была действительно неисправна, инспектор имел полное право не только остановить вас, но и проверить наличие у вас страховки.

Еще одно основание для проверки полиса "автогражданки" - оформление материалов ДТП, в которое попал ваш автомобиль. Если инспектор ГАИ останавливает транспортное средство, он обязан назвать причину остановки. 

Скоро на украинских дорогах камеры будут снимать нарушения без безпомощи ГАИ.

- Не раз сталкивался с ситуацией, когда инспектора запрещают снимать их на видео. Скажите, это правомерно?

- Если инспектор скажет вам, что съемка - это противозаконно, то попросите его назвать закон, который запрещает гражданам снимать на видео сотрудников ГАИ, исполняющих свои служебные обязанности. Если водитель и фиксирует на видео работу инспектора ГАИ, главное, чтобы он не мешал его работе, а также не нарушал при этом Правил дорожного движения и не создавал помех другим водителям и пешеходам.

Вообще по каждому видеоролику с участием наших инспекторов, который появляется в Интернете, проводится соответствующая проверка. И если действительно выясняется, что сотрудник Госавтоинспекции вел себя некорректно или нарушил требования нормативных документов, он привлекается к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения из органов внутренних дел.

Ну а если выясняется, что нарушителем является водитель, который ко всему еще и создавал конфликтную ситуацию, а иногда и провоцировал инспектора, например, не показывая ему свои документы, то тут разговор уже другой.

ЗА ТОНИРОВКУ ПОКА НЕ НАКАЖУТ

- Расскажите, пожалуйста, о рейдах на тонированные машины, которыми нас год назад пугали. Будут ли проверять стекла в авто? И еще интересует: правда ли, что проверка трезвости должна проходить в присутствии понятых? Кто их должен привлекать?

- Правила дорожного движения запрещают эксплуатировать автомобили, светопропускная способность стекол которых не соответствует стандартам. Проверка стекол проводится при помощи специальных средств. Но пока что на дороге вас никто не может остановить и проверить степень тонировки стекол - патрули не снабжаются такими приборами. Хочу отметить, что на всех патрульных автомобили ГАИ нет так называемой тонировки.

Теперь по второму вопросу. Действительно, проверка водителя на состояние опьянения должна проводиться не только при помощи специальных приборов, но и в обязательном присутствии понятых. Причем понятых должен привлекать инспектор ГАИ, который вас остановил. Если вы не согласны с показаниями алкотестера, то в таком случае можно пройти освидетельствование в медицинском учреждении у врача-нарколога.

Позвольте в этом контексте привести некоторые статистические данные: с начала года по вине нетрезвых водителей совершено более 1300 ДТП, в которых 186 человек погибли и 1805 травмированы. Так что задумайтесь о том, стоит ли садиться за руль навеселе.

КСТАТИ

Количество пострадавших на дорогах детей снижается

- Как обстоят дела с аварийностью на дорогах - она хоть немного снижается?

- В последнее время на украинских дорогах наблюдается положительная тенденция снижения количества ДТП. Например, по сравнению с прошлым годом аварийность на дорогах снизилась на 11 %, а количество аварий, в которых погибли или травмированы люди - на 7,8 %. Также снижается количество людей, получивших травмы в ДТП.

К сожалению, гибнут и травмируются дети. С начала текущего года произошло около 3000 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых погибло 173 ребенка. Но хочу уточнить: тут приводится статистика и тех аварий, где дети могли быть пассажирами автобусов или же машин своих родителей. Но все же почти 50 % аварий при участии детей происходит именно тогда, когда они являются пешеходами.

Для того чтобы избегать таких трагических случаев на дорогах, мы проводим комплекс профилактических мероприятий: это и разъяснительная работа в школах и с родителями, организовываем различные акции, уроки безопасности, чтобы дети наглядно изучали Правила дорожного движения, сотрудники ГАИ оказывают помощь в оформлении специальных уголков по безопасности дорожного движения. Мы поддерживаем деятельность отрядов юных инспекторов движения в школах. Кроме того, например, во время проведения конкурса-рейда "Внимание! Дети - на дороге!" перед началом учебного года наряды ДПС патрулировали возле пешеходных переходов, вблизи школ и детсадов. Соответствующие рейды приносят положительные результаты - количество пострадавших юных пешеходов снижается, а водители чаще демонстрируют культуру поведения на дорогах.

- Валерий Николаевич, скажите, а почему так мало социальной рекламы, которая призывала бы людей не нарушать Правила дорожного движения?

- На сегодняшний день, к большому сожалению, социальной рекламы по безопасности дорожного движения недостаточно. По поручению президента разработана стратегия повышения уровня безопасности дорожного движения, которая предусматривает эффективную реализацию государственной политики в этой сфере, а также минимизацию человеческих потерь и материальных затрат вследствие ДТП. Мы уже сейчас начинаем сотрудничать с рекламными агентствами в этом вопросе. Думаю, что многие из вас уже видели рекламные щиты, на которых размещена социальная реклама об опасности разговоров по мобильному телефону за рулем, о необходимости использования ремней безопасности, о том, к чему может привести вождение в нетрезвом состоянии. Так что работа в этом направлении уже ведется.