Представляем 56-й альбом - "Верещагин": "Прекрасный человек - интеллигент"

Помните фильм Юлия Гусмана "Не бойся, я с тобой"? Там еще была "песенка Джафара" ("Интеллигенту от себя спасенья нет"…)

Неизвестный автор. Портрет Верещагина.

Она словно бы о Василии Васильевиче Верещагине (1842 - 1904) - выдающемся художнике и настоящем русском интеллигенте. Пожалуй, только его собственная биография интереснее написанных им картин. По ее мотивам можно было бы снять прекрасный приключенческий фильм.

"Верещагин не просто только художник, а нечто большее", - написал Крамской после первого знакомства с его живописью и спустя несколько лет вновь заметил: "Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее".

"Он жил как бы вопреки всему, что представлялось неизбежным и установленным, словно не ощущая гнета жизненных правил и житейских обстоятельств, - писал о нем уже наш современник Константин Коничев, автор книги "Повесть о Верещагине". - Это был человек эгоцентрического склада, откровенно позволявший себе в словах и поступках не считаться с окружением и обстановкой, неудобный в общении, резкий до надменности, изменчивый в настроениях, непредсказуемый в действиях, "человек экспромтов", как сам однажды себя назвал. Натура нервная, импульсивная, необыкновенно активная и действенная".

Интеллигент? О, да! Только не в современном значении этого слова, а в настоящем, классическом. Солдат, революционер, путешественник, художник, подчинивший всю свою жизнь моральным принципам ("Но он противник - лучше не бывает; ты упадешь - а он не добивает…"). Безжалостная трезвость суждений и взглядов сочеталась в нем с утопической верой в действенность нравственной проповеди средствами искусства. Принятая на себя миссия "учителя жизни" нередко приходила в столкновение с эгоцентризмом натуры, а призывы к милосердию, сочувствие к чужому страданию - с пристрастием наблюдать и показывать жизнь в ее жестоких подробностях. Вспомнить хотя бы самую знаменитую его картину - "Апофеоз войны"…

Василий Верещагин. "Торжествуют". 1872 год.

И подобно всем настоящим русским интеллигентам, для него не существовало границ. Он жил в Петербурге, Ташкенте, Мюнхене, Париже, в конце жизни - в Москве. Причем одинаково легко - условия, быт никогда не интересовали его. Объездил полмира - Кавказ, Туркестан, Индия, Палестина, Германия, Англия, Филиппины, Куба, США, Япония… Как офицер он принимал участие во всех военных действиях, которые вела русская армия: в Средней Азии, на Балканах, был тяжело ранен, да и погиб с оружием в руках - в битве с японцами за Порт-Артур, во время взрыва на броненосце "Петропавловск", вместе с адмиралом Макаровым…

Его любили и одновременно боялись. За категоричные суждения, неуступчивость, резкий язык. "Вот этот может все!" - воскликнул, увидев картины Верещагина на выставке в Мюнхене, знаменитый немецкий художник Адольф Менцель. И словно по команде к Верещагину выстроилась очередь желающих, чтобы русский мастер написал им картину на заказ. Но как всякий настоящий интеллигент, Верещагин отказывался писать на заказ, не склонялся на просьбы и увещевания, исходили ли они от властей, от критики или от публики. Человек обостренного до болезненности чувства достоинства, он более всего боялся потери независимости, того, что "последует, когда мне заткнут глотку деньгами", как он однажды выразился. "Он не искал поддержки власть имущих, вообще избегал писания и говорения с важными людьми, поскольку знал за собою особенность быть дерзким и даже грубым против воли", - писали о нем. И при этом был в искусстве удивительно разносторонним и неожиданным. И даже творческое кредо - реализм - словно в насмешку был выбран в противоположность модным тенденциям в искусстве - эффектным с живописной точки зрения, но пустым и бессмысленным по сути. "Каждая моя картина должна что-либо сказать, по крайней мере только для этого я их и пишу", - сказал он однажды. И в его картинах это выражено полно, потому что в них сочетается, казалось бы, несочетаемое - документальная точность и стремление к широкому, всеобъемлющему обобщению. Так же и в мировоззрении - Верещагин воспринимал природу как совершенное, гармоничное единство, народы мира - как сообщество, а Землю - как общий дом человечества. Примерно так же мыслим мы, родившиеся на сто лет позже. А потому и картины Верещагина до сих пор удивляют всех нас.

ВИКТОРИНА "КП"

Ответь на наш вопрос - и получи альбом "Верещагин"!

Человек какой национальности изображен на этой картине?

 

1. Туркмен

2. Киргиз

3. Грек

4. Индус

5. Афганец

До 24 октября отошлите на номер 7121 SМS с текстом71art Х, где Х - ваш вариант ответа. Имена победителей мы назовем в номере за 27 октября.

Правильного ответа на вопрос предыдущей викторины, оказывается, нет. Мы спросили, как называется город, изображенный фоном на картине Святослава Рериха "Мадонна Роз". Среди искусствоведов существует мнение о том, что это Киев (вариант ответа №5), поскольку второе название этой картины - "Княгиня Ольга". Но как оказалось, на самом деле Рерих изобразил на заднем плане архитектуру итальянского города Сан-Джеминьяно. Мы искренне благодарим нашу читательницу Татьяну Владимировну Фролову, психолога из 95-й школы Киева, которая нашла время зайти в редакцию и объяснить нам этот факт. Она же получает и призовой альбом "Рерих".

*Стоимость сообщения для совершеннолетних абонентов всех национальных GSM операторов  на номер 7121 - 1,00 грн. Тариф указан с учетом НДС. Дополнительно удерживается сбор в Пенсионный фонд в размере 7,5% от стоимости услуги без учета НДС. Отправляя сообщение, вы даете согласие на получение дополнительной информации от компании ИД УМХ о ее услугах и услугах партнеров. Несоблюдение всех условий отправки SMS не гарантирует успешного оказания услуги. ЗАО "Украинские Радиосистемы", лицензия НКРС № 120093 от 16.05.2006 г., ООО "АСТЕЛИТ", лицензия НКРСУ АБ №222715 от 17.11.2005 г. Лицензия Госсвязи серии АА № 720189, выдана ЗАО "УМС" 29. 12. 2004 г. Услуга предоставлена при техподдержке ООО "Издательский Дом УМХ". Телефон поддержки 0(44) 207-33-03.