Инновационное развитие высшей школы: Украина - среди первых 
или отстающих?

Мнения и оценки специалистов и руководителей ведущих украинских вузов на тему того, как развивается образование в нашей стране.

Новые технологии стремительно входят во все сферы жизни, особенно в образование.

Мир ускоряется, и даже понятие "современные технологии" меняется день ото дня. Сфера образования в этом случае - особая, она должна идти в ногу со временем, чтобы выпускники учебных заведений легко находили свою нишу в профессиональной жизни, были востребованы. Насколько украинская высшая школа успевает за мировыми, европейскими процессами? Что мешает развиваться и как эти проблемы решить?

Все эти вопросы мы задали украинским экспертам в сфере образования, руководителям ведущих вузов.

"ГЛАВНОЕ - ЖЕЛАНИЕ ВУЗА РАЗВИВАТЬСЯ, РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ И СВЯЗЬ С ПРАКТИКОЙ"

Максим Георгиевич ЛУЦКИЙ, 
народный депутат, 1-й заместитель председателя Комитета науки и образования, 1-й проректор Национального авиационного университета:

- Вопрос инновационного развития нужно рассматривать в комплексе в связи с развитием  инвестиционно-инновационной деятельности в стране. В предыдущие годы поддержка инновационной деятельности была откровенно небольшой. В нашем университете постоянно работают над повышением конкурентоспособности выпускников. Одно из важнейших направлений - постоянная связь теории с практикой, чтобы не заниматься переобучением выпускников. Предприятия не хотят брать студентов на практику. Мы ведем диалог с разными предприятиями, поддерживаем постоянную связь, интересуемся, какие специалисты нужны сейчас, через три, пять лет. Например, развивается беспилотная авиация - мы ведем переговоры с Кабмином, с пограничной службой. Сотрудничаем с городской администрацией, например при создании электронной базы данных зданий и сооружений Киева. Отдельное внимание - изучению языков, особенно специализированной лексики.

Мы развиваем международное сотрудничество, доказываем свою надежность как партнера. Это неправильно, когда европейский вуз получает грант, мы делаем 70% работы и получаем лишь 10% денег. Добиться обратного можно, если о нас будут знать, воспринимать как профессионалов, если мы будем на слуху.

Главное в успехе инновационного развития  вуза - желание администрации вуза развиваться, конструктивный диалог с работодателем и работа со студентами.

"ПРЕПОДАВАТЕЛИ 
И СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОГРУЖЕНЫ В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО"

Сергей Аркадьевич ЕРОХИН, ректор Национальной академии управления:

- Инновации заключаются в овладении всеми инструментами, которые дает сейчас мировое образовательное пространство. И для этого, конечно, необходимо участие преподавателей в научно-исследовательском процессе, погружение в мировое научное пространство. Например, при составлении рейтинга вузов агентством Thomson Reuters учитываются публикации в индексируемых журналах, а их в мире 12 тысяч. Один из них издает Национальная академия управления - "Актуальные проблемы экономики". Также важны студенческие и преподавательские обмены. НАУ сотрудничает с десятками университетов мира, мы проводим международные аналитические школы в Киеве.

Нужно создавать инструментарий для самостоятельной работы студента, предоставлять материалы в бумажном и в электронном виде, обеспечивать дистанционную помощь преподавателей. Электронные средства коммуникации, современные средства обучения размывают границы университета, студент получает информацию в удобном для него виде. Мы поддерживаем учащихся по окончании вуза, облегчаем признание диплома и квалификации при трудоустройстве в Украине и за рубежом, поддерживаем связь с выпускниками на протяжении всей их карьеры. Я считаю, студенты в Украине просто обязаны свободно говорить, учиться, работать на украинском, русском и английском языках. Они должны не только общаться, но и писать научные работы на английском. Студенты должны иметь связь с практической деятельностью во время учебы, и наш университет заботится об этом.

В целом украинская высшая школа не отстает от мировых образовательных процессов. Но и не сокращает отставание, которое уже есть… Что делать? Тотально учить английский, информационные технологии, отказаться от лекционно-семинарской системы и менять мотивацию студентов.

"НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ УКРАИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ БЕЗ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

Николай Федорович ДМИТРИЧЕНКО, ректор Национального транспортного университета, заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор технических наук, профессор:

- Инновационное развитие высших учебных заведений Украины происходит в условиях современных рыночных отношений, развития новых технологий, интеграции в мировую систему высшего образования. Вопросы повышения качества подготовки студентов могут быть решены при активном внедрении и функционировании в вузах современных информационных и телекоммуникационных технологий. Главной целью развития инновационных технологий в Национальном транспортном университете является внедрение принципиально нового подхода к информатизации университета, который предусматривает выполнение следующих составляющих:

Результаты такой работы говорят сами за себя. Это высокий конкурс при поступлении в наш университет, почти 200 договоров о сотрудничестве с потенциальными работодателями, значительное число трудоустроенных выпускников, высокая эффективность университетской науки.

"ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗВОЛЯЕТ УВЕРЕННО СМОТРЕТЬ В ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ"

Елена Вячеславовна ЯКОВЛЕВА, ректор Киевского института бизнеса и технологий, академик, кандидат философских наук:

- Инновационные технологии в образовательном процессе можно рассматривать с двух позиций. Первая - это использование инновационных технологий в той отрасли знаний, в которой студенты получают образование. Здесь нужно понимать, что задача первого высшего образования - открыть перед студентом основы этой отрасли знаний, передать то, что накопило человечество. А это десятилетия для IT, столетия для точных наук и тысячелетия для гуманитарных. Студент должен не только освоить знания, но и понять, в каком направлении будет развиваться отрасль. В результате студент получает знания 5-10-летней давности и обзор, а не глубокие знания современных технологий.

Вторая позиция - это использование инновационных технологий в процессе обучения. Здесь украинские вузы идут в ногу со временем. Киевский институт бизнеса и технологий применяет современные технологии обучения не только в Киеве, но и в филиалах - в Житомире, Виннице, Луганске, Запорожье, Нежине и Белой Церкви. Внедрение современных технологий осуществляется за счет подготовки преподавателей в Школе педагогического мастерства. Задача школы - внедрение и передача опыта успешных практик. Такой подход требует вовлеченности всех: администрация предоставляет возможности, преподаватели работают над собой и творчески подходят к задачам, а от студентов мы ждем самоотдачи. Такой подход делает учебный процесс осмысленным и целенаправленным, позволяет студенту уверенно смотреть в завтрашний день.

"ВХОЖДЕНИЕ 
в ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ОКАЗЫВАЕТ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА ВЫСШУЮ ШКОЛУ"

Владислав Юрьевич БУГАЙ, президент Международного научно-технического университета им. академика Юрия Бугая (МНТУ), кандидат технических наук, академик Украинской нефтегазовой академии:

- Становление общества знаний, глобализация, вхождение Украины в европейское образовательное пространство оказывают большое влияние на высшую школу. Говоря об инновациях, акцентируют внимание на внедрении кредитно-модульной системы организации учебного процесса. Она была введена у нас еще в 1993 году. Сейчас в университете внедрена электронная система управления, созданы электронная библиотека, архив электронных документов. Налажено общение преподавателей и студентов в режиме онлайн.

В университете внедряются новые образовательные стандарты. Следует назвать методы case study ("подгруппы быстрого обсуждения") из 4-5 человек, деловые игры и имитационные ситуации. В учебном процессе МНТУ активно используются достижения научных школ. Наш университет - единственный из негосударственных вузов, который готовит инженеров по добыче нефти и газа, инженеров по транспортировке и хранению нефти и газа. Ученые факультета нефтегазовой инженерии имеют 30 патентов на изобретения, которые используются в нефтегазовой промышленности, а также студентами при дипломном проектировании и в учебном процессе. МНТУ выполнил несколько проектов программы "Темпус-Тасис", в вузе внедрены европейские студии.