Валерий Балаян – фигура довольно неординарная. При всей своей заслуженности и известности фильмов режиссера на украинском телевидении днем с огнем не сыскать. О том, почему Валерий Балаян не нашел себя в игровом кино, куда движется современное телевидение и о многом другом режиссер говорил на заседании запорожского киноклуба "Восхождение".
- Образование у вас экономическое. Как вас угораздило попасть в документальное кино?
- Все началось очень просто – с питерского киноклуба. Будучи студентом, случайно попал на показ, начал ходить систематически и в итоге, когда спустя год подсчитал билеты, оказалось, что я успел просмотреть за это время около 500 фильмов. Я заболел, даже отравился кино. Пошел в "Ленфильм" в отдел кадров, устроился грузчиком. Я попал в благодатную среду, познакомился с замечательными людьми. Так, с грузчика я вырос до администратора, потом стал ассистентом оператора. Постепенно понял, что игровое кино не для меня, это очень длительный, нудный процесс. Я ушел ассистентом на студию документальных фильмов, это оказалось мое. Там я понял, что самый лучший способ научиться делать кино – смотреть фильмы гениев, но не как зритель, а как профессионал – анализировать, задавать вопросы: "А почему здесь длинный кадр, почему здесь такой переход планов".
- Как бы вы охарактеризовали современный кинематограф, телевидение?
- К сожалению, сегодня нас загоняют в варварство. Нас учат не думать – это выгодно для нашей власти, чтобы электорат не задумывался. Телевидение в данном случае – мощнейший инструмент. Людей буквально закармливают ненужной, абсолютно бессмысленной информацией. В Украине, насколько я могу судить, у телевидения свободы больше, чем в России. По крайней мере, пока. И все же… В таких условиях мы все должны бороться. Каждый должен сопротивляться, чтобы не дать себя поработить. Давайте обсуждать то, что происходит в наших странах – это единственный шанс не потонуть в варварстве.
Кстати, речь здесь идет не только о телевидении и кино. Наслышан о ситуации, которая сегодня сложилась в Запорожье с театром "Ви". Хочу обратиться к людям, к общественности: боритесь! Театр – это черный ящик, человек, зашедший в него, получает шанс выйти уже другим, изменившимся.
- "Любите меня, пожалуйста" - один из последних ваших фильмов. Лента рассказывает о 25-летней российской журналистке, убитой неонацистами. На днях в Запорожье подорвался один из соучастников убийства, активист нацистской группировки "Объединенная бригада-88" Алексей Коршунов. Не считаете ли вы свой приезд в Запорожье в какой-то степени знаковым?
- Этот фильм я сделал случайно. Родители убитой Насти Бабуровой попросили снять ее похороны. Спустя год оказалось, что ни один канал, ни одно издание на годовщину трагедии не вспомнили о Насте. Я понимал, что человек, который берется делать фильм на такой нашумевшей истории, неизбежно вызывает на себя, пусть даже несказанно, непроизнесенно, обвинения в желании пропиариться. Так или иначе, ленту я сделал. На ее премьере, которая, кстати, прошла в Украине, зал был набит под завязку, людям некуда было стать – а это подтверждение, что фильм действительно нужен. По поводу Коршунова, да, я слышал об этой истории. Действительно интересное совпадение, даже знаковое. Кстати, когда мы показывали "Любите меня, пожалуйста", постепенно вышли на тему неонацистов в Украине. Сегодня действительно многие активисты неонацистского движения из России прячутся у вас. Здесь есть и свои группировки, кстати. Они еще дремлют, находятся на уровне маргинальном, но они существуют, более того, зреют. Это тревожный синдром.
СПРАВКА "КП"
Балаян Валерий Вазгенович (родился 30 августа 1960) — кинорежиссер и сценарист, член Союза кинематографистов Российской Федерации и Украины, член Гильдии кинодраматургов России, член Гильдии неигрового кино России, член Гильдии кинорежиссеров России, член Правления Крымского отделения Национального Союза кинематографистов Украины.
Валерий Балаян работал в штате телекомпании РЕН-ТВ над ток-шоу для детей и цикловыми передачами в жанре репортажа (1998-2000гг), а также в телекомпаниях "Альма-Матер" (главный режиссер), "Культура", РТР (Телеканал "Россия"), ТВЦ и АСС-ТВ - (режиссер-постановщик). С 2003 года - преподаватель кинодраматургии Всероссийского государственного института кинематографии (ВГИК).
С 2008 года - собственный корреспондент радио "Свобода" в Крыму.
По сценариям Валерия Балаяна снято более 40 документальных кино- и телефильмов. Как режиссер Валерий поставил более 60 неигровых кино- и телефильмов, среди которых: "Любите меня, пожалуйста", "Ностальгия по оконному стеклу", "Александр Аскольдов. Судьба комиссара".