Экс-президент Виктор Ющенко и сын главнокомандующего УПА Юрий Шухевич потеряли последнюю возможность вернуть Степану Бандере и Роману Шухевичу звания Героев Украины. Верховный суд не будет рассматривать дело националистов, поскольку коллегия из пяти судей Высшего административного суда Украины не видит в этом нужды (после судебной реформы Верховный суд Украины может рассматривать дела только по разрешению Высшего суда).
- Отныне в Украине не осталось ни одного суда, который бы смог рассмотреть дело Бандеры и Шухевича и вернуть им звания героев, - заявил "КП" адвокат Владимир Оленцевич.
Именно этот донецкий адвокат год назад заварил кашу с судебными тяжбами по лидерам УПА, опротестовав в Донецком суде указы президента Ющенко о присвоении званий. Напомним, что президент Ющенко присвоил звание героя Украины главнокомандующему УПА Роману Шухевичу четыре года назад - 14 октября 2007 года, в 2010 году звания героя удостоился лидер ОУН Степан Бандера.
- Я даже не сомневался, что выиграю. Думаю, Верховный суд тоже понял бы, что я – прав, - уверен Оленцевич. – В этом деле нет ничего личного, только юридические моменты. Звания героев могут получить граждане Украины, а Шухевич и Бандера таковыми не являются, у них даже не было советских паспортов. И самое забавное, что звания героев им выданы за трудовые достижения, а не военную доблесть.
Символично, что Высший админсуд запретил сторонникам УПА обраться в последнюю судебную инстанцию Украины накануне дня казачества и 69 годовщины образования УПА.
- Такое чувство, что сделано это в пику, - заявил "КП" депутат НУ-НС Степан Стецькив. – Это все смешно. Ради Бога, закончились в Украине суды, международные этим делом не займутся, но людям, которые Бандеру и Шухевича считают героями, медальки и признание власти не нужно.
Кстати, о медалях. Сын руководителя ОУН заявил "КП", что не собирается возвращать награду отца государству. Также не ясно, вернут ли государству медаль Банедры его семья, которая проживает в Канаде. В 2010 году внук лидера ОУН тоже Степан обещал передать награду в одноименный мемориальный комплекс, действующий на территории семейной усадьбы на Прикарпатье. Но сделал ли он это – никто не говорит.