Александр Мешков, журналист "Комсомольской правды", - о любимом художнике: Космическая магия кисти Рериха-сына

Однажды, блуждая по горному Алтаю в поисках мифической страны Белогорье, я забрел в Уймонскую долину, дивную в своей нереальной, космической красоте местность.

Окруженная со всех сторон лесистыми зелеными горами, наполненная чистым, звенящим воздухом, пением птиц и звуками горных потоков, долина эта словно была декорацией к какому-то фантастическому фильму о райской стране счастья и благоденствия.

На берегу стремительной речки Катуни пасутся и радостно ржут в голубое небо на белые облака гордые алтайские кони (говорят, они здесь не ядовиты!). Там я нашел старую избушку, где жил-поживал и творил великий художник и философ Николай Рерих с женой и сыновьями. (Так уж получилось, что у Николая Рериха было двое сыновей: старший и младший.) Старший сын, Юрий, был востоковед, а вот младший, Святослав, как отец, восславил себя живописцем и общественным деятелем. В этом маленьком уютном музее я увидел удивительные картины: красочные, светлые и бездонные в своем эзотерическом замысле. Одни принадлежали кисти Николая Рериха, другие - сыну его, Святославу. Магическая яркость и праздничная радость пейзажей завораживала и освещала эсхатологический сумрак моей души, возбуждая смутное желание немедленно взяться за кисть и стремглав убежать в горы, на пленэр. Рассматривая картины отца и сына, я всем своим восторженным существом ощущал некую эманацию скрытых вибраций, которые были заключены в чарующей структуре этих поистине великих произведений изобразительного искусства. Никогда доселе я подобных эманаций не ощущал. Нет! Эманации, конечно же, случались, но какие-то незаметные, вялые, как прошлогодний хрен. Так случайно, вдали от цивилизации, я открыл для себя еще одного художника (кроме Рембрандта, Никаса Сафронова и Налбандяна). С тех пор увлекся творчеством Святослава Рериха, стал даже порой неосознанно подражать в размытости мазка и композиционной эклектичности. 

Святослав Рерих. "Девика Рани Рерих", 1951 г.

В детстве маленький Святослав, как и подобает порядочному сыну, вместо того чтобы гонять мяч, мучить котов и щупать девок, помогал отцу зарабатывать на кусок хлеба: разводил тому краски, натягивал холсты на подрамники и даже делал вместе с тятей эскизы к театральным спектаклям. Оттого нетрудно заметить, что картины Святослава не лишены влияния творчества отца. Порой смотришь на картины, думаешь: Николай! Ан нет! Оказывается - Святослав! Ну да не беда! Все равно они - Рерихи, наши, русские художники! Да и сам Святослав не скрывал влияния отца на свое творчество. Он писал загадочные космические пейзажи, жанровые картины, картины на религиозные сюжеты. Но особенно удавались Святославу портреты своей красавицы жены Девики Рани (она была великой индийской актрисой) и своего батюшки Николая Константиновича. Одних портретов отца он создал более тридцати штук. Казалось бы, куда ему столько: ну один, ну два - и хватит! Но Святослав писал отца и писал, добиваясь неведомого, гипотетичного совершенства. Несмотря на то что Святослав Николаевич почти всю жизнь свою жил и работал за границей, он, как, впрочем, и большинство живущих за границей, горячо любил Россию и много делал для нее. Святослав Рерих передал в дар России огромное количество своих картин и картин отца своего и создал Фонд Рериха. За свой вклад в мировую культуру он был награжден орденом Дружбы народов и индийским орденом "Падма-Бхушан". Но что такое эти кусочки бездушного металла в сравнении с нашим восторгом, который, несомненно, ощущаешь каждую секунду, блуждая по другим, прекрасным и удивительным, как его картины, мирам.