В этом году телеканал "Интер" празднует свое 15-летие. В преддверии этой даты мы решили поговорить с Ларисой Горской, директором компании "Национальные информационные системы". Компании, которая создает главные новости страны - "Подробности". В своем эксклюзивном интервью Лариса Горская рассказывает о том, откуда берутся новости и как "Подробности" помогают людям, почему появились документальный цикл "Моя страна" и "Спорт в Подробностях" и, конечно же, какими должны быть ведущие информационной программы.
"Если работать неинтересно, ничего не получится"
- Лариса, вы долгое время работали в информационных агентствах… В чем, на ваш взгляд, основное отличие телевизионных новостей?
- Да, я достаточно долго работала в информационных агентствах: сначала в Украинском национальном информационном агентстве "Укринформ" в должности главного технолога, затем руководила "Українськими Новинами".
Главное отличие, если не затрагивать сугубо технологические аспекты, в критерии отбора. Для информационного агентства крайне важным является фактор максимального освещения всех событий, которые относятся к сфере деятельности агентства. А потребитель уже сам выбирает, что конкретно его интересует. Для теленовостей необходимо из потока событий вычленить самое главное, важное для страны, актуальное и, безусловно, интересное зрителю.
Но совершенно одинаково важным принципом является фактор объективности: никто не имеет права на оценку. Право делать выводы должно оставаться за потребителем новостей.
- С приходом на ТВ стало интересней работать?
- Я всегда работаю с большим интересом. Абсолютно убеждена: если работать неинтересно, ничего не получится. И, кроме того, мой трудовой путь складывается так, что я не ищу следующую работу. Она меня находит. Не было места, где проработала бы менее 10 лет. Как правило, когда мне кажется, что здесь я уже сделала все, что могла, судьба каким-то волшебным образом преподносит новую возможность начать сначала.
- Помогает ли предыдущий опыт?
- Естественно. Я с первого дня работы занимаюсь информаций. Это моя профессия. Кроме того, у меня очень большой опыт руководства большим коллективом. Очень ценный опыт принятия решений в максимально сжатые сроки, так как все, что связано с новостями, не может ждать "до вечера" или "до завтра". И не знаю, хорошо это или плохо, но достаточно богатый опыт работы в стрессовых условиях. Вот все это и помогает (смеется).
"Отвечаем на все письма и часто берем их в основу сюжета"
- Как часто обычные люди обращаются в "Подробности" и сообщают о проблемах, интересных событиях?..
- Очень часто. К нам приходят пачки писем, пишут на наш сайт. Очень многие люди рассматривают телевидение как последнюю инстанцию для возможности разрешить свою проблему. И надо очень внимательно изучать каждый случай, чтобы понять его значимость или системность в масштабах страны. Для этого существует целая служба. Мы отвечаем на все письма. Иногда именно они становятся основой сюжета.
- Насколько такие сюжеты делаются без излишней эмоциональности, сопричастности проблеме?
- До принятия решения о производстве сюжета мы тщательно изучаем проблему, проверяем факты. Эмоциональную окраску такие сюжеты приобретают благодаря самим героям. Журналист должен быть беспристрастным. Хотя порой это не удается.
- Сюжеты, которые снимают "Подробности" по обращениям зрителей, помогают кому-то решить проблемы?
- Яркий пример - сюжет, снятый Ларисой Задорожной о мальчике, которому срочно была необходима пересадка печени. Сделать операцию могли лишь в Беларуси, но за деньги. Денег, как нам заявили в Министерстве здравоохранения, на это уже не было. Кроме того, близились праздники, депутаты уходили на каникулы, и "Подробностям" сказали, что после отдыха (недельки через две) депутаты соберутся и попробуют решить, есть ли возможность (!) помочь умирающему мальчику. Сюжет вышел со всеми комментариями… и деньги нашлись. Мальчику спасли жизнь.
Бесконечное количество случаев, когда мы рассказываем о похожих проблемах. Нам звонят люди с предложениями помочь деньгами на лечение, операцию. И помогают. Часто среди них есть публичные люди.
Иногда удается достучаться до чиновников, от которых зависят судьбы людей. Другой вопрос, ЧТО заставляет их решать эти вопросы, но ведь это уже не важно.
"Если нет баланса мнений, отправляем сюжет на доработку"
- На ваш взгляд, "Подробности" в своих сюжетах выдерживают баланс мнений?
- Баланс мнений - одно из основных требований к работе журналиста. И порой приходится ждать дни, а то и недели, чтобы получить мнение "другой" стороны. А что делать, когда "другая" сторона отказывается озвучивать свое мнение? Не делать сюжет? Конечно, если баланса нет по причине недоработки корреспондента, то редактор отправит сюжет на доработку.
Я часто вижу в некоторых "заинтересованных СМИ" всевозможные, так сказать, "аналитические" статьи с оценкой объективности или сбалансированности сюжетов в новостях телеканалов. И, знаете, порой с большим интересом узнаю о том, что тот или иной сюжет у нас вышел, мягко говоря, с учетом чьих-то интересов… В таких случаях хочется пригласить авторов статей к нам на планирование выпусков "Подробностей" и разбора прошедших эфиров.
- Почему был создан документальный цикл "Подробно с…" (сейчас называется "Моя страна". - Прим. ред.)?
- Факторов много. Один из них - возможность достучаться до сердец тех, кто может помочь. А также возможность более подробно рассказать о проблеме, дать высказаться героям, попытаться найти причины и пути решения проблем. Сделать то, что недопустимо в строгом формате новостей.
Безусловно, очень важно, что работа над таким проектом дает всем, кто в нем задействован (журналистам, режиссерам, операторам), максимально раскрыть свой потенциал. Это неоценимо для их профессионального роста и самоутверждения.
|
- Какой сюжет запомнился вам больше всего?
- Очень запомнился сюжет Акима Галимова "13" - о судьбе бездомных детей. Работа Руслана Ярмолюка "Жить вопреки" - о людях, которые живут полной жизнью и добиваются высоких результатов, несмотря на тяжелые болезни и увечья. Совсем недавний сюжет Ларисы Задорожной "Хотим выжить" - об онкобольных детях и государственном обеспечении их лечения. В принципе, перечислять можно долго.
- В этом сезоне в "Подробностях" появились новости спорта. Почему? "Спорт в Подробностях" востребован зрителем?
- Во-первых, я убеждена, что главный канал страны просто обязан иметь спортивные новости. Во-вторых, очень хочется говорить не только о политических баталиях, финансовых, социальных и прочих проблемах. Спорт - это практически всегда позитив, энергия, радость, чего нашим людям так не хватает. И не надо забывать, что скоро Украина принимает Евро-2012.
Наша спортивная редакция делает новости не только для знатоков спорта, но и для всех зрителей телеканала "Интер". Задача редакторов - всегда стараться найти то, что заинтересует любого человека. Должна сказать, что у нас получилось. Но еще есть над чем работать.
"Хороший ведущий новостей - кадровая проблема на ТВ"
- Сколько сейчас корпунктов у "Подробностей"? Планируете ли открывать дополнительные?
- В регионах 15, за рубежом - 7. Все они расположены в местах сосредоточения политической, финансовой, социальной активности, событий, без освещения которых нельзя получить полную информационную картину о событиях в Украине и мире. Конечно, зарубежных корпунктов хотелось бы больше.
|
- Легко ли найти корреспондентов за рубежом?
- Сделать это настолько же сложно, насколько сложно найти любого другого профессионала. Поэтому мы их не ищем, а готовим. Все наши корреспонденты - это сотрудники нашего международного отдела. В каждой стране работает по два корреспондента, которые чередуют работу в корпункте с работой в Киеве. Это позволяет не утратить ощущения актуальности того, что они делают за рубежом для украинского зрителя, поддерживать связь с коллективом и повышать свой профессиональный уровень.
- Как вы выбираете ведущих новостей?
- Глубоко убеждена, ведущий главной новостной программы страны - это вершина деятельности журналиста на телевидении. Ведущий должен быть журналистом не по образованию, а по опыту.
Хороший ведущий выпуска новостей - это самая большая кадровая проблема на телевидении. Самое главное - ведущий должен вызывать доверие у зрителя. Если зритель видит в ведущем эксперта, он будет его слушать. А это зависит от многих факторов. И от манеры общения: надо найти тонкую грань между поучением, панибратством и высокомерием. И от внешнего вида: нельзя выглядеть слишком лощенным или обыденным, или же гламурно откровенным. Нет готовой формулы или критериев для выбора. Это как в любви. Разве можно ответить, почему любишь этого человека? Так и тут. Веришь? Хочешь смотреть и слушать? Значит, работаем дальше!