Как разорвать себя между семьей и работой?

Семья и дети для большинства из нас - синоним личного счастья.

Счастье в труде? Счастье в наших руках!

Праздник "служебного непослушания"

Отсутствие работы - проблема, способная омрачить семейную идиллию. Но когда и близкие люди рядом есть, и любимая работа, приносящая доход, в наличии, то нередко рождается новый вопрос: как же теперь все совместить и сохранить без потерь?

Для того чтобы обсудить этот вопрос и побудить работодателей предоставлять возможности для баланса работы и семьи, в Киеве собрались деловые родители, эксперты из ЕС и представители компаний, которые успешно реализовывают такие практики. 

"Чудес не бывает - расставьте приоритеты" 

 

Тональность разговору задала Майте АБРАМ, гендерный специалист, член крупнейшей женской ассоциации ЕС European Women’s Lobby, идеолог ежегодного Всемирного марша в поддержку прав женщин и консультант ведущих европейских кадровых агентств.Майте "утешила" собравшихся: вопрос, который их волнует, не нов, он возник еще в начале XX века, когда стало развиваться индустриальное общество. Однако современные реалии потребовали еще раз задуматься над гармоничным совмещением работы с семьей и воспитанием детей. Может, это вообще утопия?

КОГДА ПАПЫ СТАНОВЯТСЯ МАМАМИ

- Сначала определим точки отсчета: о какой именно семье мы говорим, какого баланса стремимся добиться и для кого? - заметила Майте. И напомнила, что с 70-х годов прошлого века количество разводов сильно возросло.

- В Европейском союзе, например, один развод на два брака, - рассказала она. - И наиболее высокая процентная ставка по такому показателю в Бельгии, откуда я родом. Потому термин "традиционная семья" в наше время воспринимается достаточно расплывчато.

Майте Абрам уточнила: единого подхода по поводу баланса семьи и работы в Евросоюзе не существует, поскольку велика разница, в том числе и ментальная, между северной и южной частью ЕС. Однако женщины в странах Евросоюза давно готовы к изменениям, подчеркнула она, в особенности к главному из них - к возложению определенных обязательств по воспитанию детей на отцов. Ведь сама жизнь уже дает массу примеров такого естественного поведения.

- В Бельгии, могу сказать, отцы даже после развода со своими бывшими женами хотят участвовать в жизни и воспитании детей. Одно из неписаных правил, которые существуют в данный момент: если пары в разводе, то дети по неделе живут с матерью и с отцом. В Брюсселе никого не удивляет мужчина со специальным рюкзачком на груди, где спит младенец. Изменилась концепция родительства, - заключила Майте. - Потому соотношение между семьей и работой зависит прежде всего от вашего персонального взгляда, от мировоззрения и от позиции общества в целом.

ПОДСКАЗКИ ДЛЯ НАЧАЛЬСТВА И ПОДЧИНЕННЫХ

- Что же касается концепции "семья - работа", то позвольте предложить несколько конкретных советов-подсказок. Начнем с работодателей, поскольку среди собравшихся на семинар их большинство, ведь так? - обратилась к аудитории тренер-консультант. - Если закон, например, гласит, что декретный отпуск должен быть не менее 14 недель, в течение которого вы не можете уволить сотрудницу, - значит, уважайте этот закон. В противном случае уважения со стороны своих подчиненных вы не добьетесь. Женщину, родившую ребенка, надо рассматривать как рабочую силу со своими собственными талантами и потенциалом. 

Вторая подсказка работодателям:постоянно консультируйтесь с вашими подчиненными - как с менеджерами, так и с остальными звеньями персонала. Вместе с ними вы сможете разработать эффективную кадровую политику. Ведь по сути первым источником вашего вдохновения должна служить ваша же рабочая сила! 

Третий совет:если внедряете на своем предприятии гибкий рабочий график, то не следует ограничиваться традиционно известными формами. Используйте и новаторские инициативы сотрудников.

Четвертый совет:предоставляйте персоналу определенные услуги и новую политику общения как на самом производстве, так и вне его. Телетрейдинг, то есть возможность удаленной работы, по данным опросов, в разы повышает и уровень удовлетворенности потребителей, и эффективность работы ваших сотрудников.

- А теперь, - улыбнулась Майте, - подсказки для наемных работников. Я тоже отношусь к этой категории, так что нас - большинство! Чудес не бывает, не думайте, что сможете успеть все, расставьте приоритеты. Сконцентрируйте усилия на том, что для вас является сейчас главным. 

Вторая подсказка.Сформулируйте линию своих потребностей. Это, конечно же, означает принцип работы на себя, любимого, а не только на работодателя. Не пренебрегайте здесь помощью консультантов, психологов. Например, я на протяжении двух лет ходила к специальному тренеру, который помогал определенным образом построить дальнейшую карьеру. Он помог мне выделить те лидерские качества, которые я смогла потом использовать более эффективно. 

- Третья подсказка для наемных работников наиболее сложная, но это надо постараться воспринять, - предупредила Майте. - Попытайтесь перераспределить обязанности в рамках своей семьи. И еще месседж, который хотелось бы донести. Является ли работа настолько уж неотъемлемой частью вашей жизни? Не становится ли она определенным грузом, что, в свою очередь, помещает вас под пресс? Я бы посоветовала, чтобы работу вы воспринимали всего лишь как один из элементов жизни. Да, это очень важная часть бытия. Но нет смысла тратить время на то, чтобы заработать все деньги - не получится. Разумнее использовать заработанные деньги для того, чтобы получить развитие для себя и собственных детей.

ДЕТИ: НА ШЕЕ ИЛИ У СЕРДЦА?

- Неужели маму из-за меня могут уволить? 

- Я работал в крупной компании по 18 часов в сутки. Материальных трудностей семья не испытывала, но деньги не помогли ее сохранить… Развелся, дочь осталась со мной, - рассказал один из участников дискуссии. - Из компании ушел, начал собственное дело - для того, чтобы больше времени посвящать ребенку. Да, в доходах потерял. Зато приобрел то, чего не имел до сих пор и что оказалось для меня куда дороже - время для общения с дочкой, для ее воспитания. Впрочем, замечу: в целом в Украине люди работают менее напряженно, чем в Европе, желая при этом иметь такой же высокий уровень жизни.

- Вы - действительно современный отец, я вас поздравляю! - отреагировала тренер под одобрительные аплодисменты аудитории.

- Майте, хочу поспорить по поводу первой вашей подсказки для работодателей, - включилась в беседу другая участница. - Я уважаю законы Украины, но вот пример из практики. Главный бухгалтер моего предприятия уходит в декретный отпуск, где собирается находиться шесть лет. Поверьте, не все функции при подобной должности можно осуществлять посредством телетрейдинга! За шесть лет изменится финансовое законодательство, произойдет еще много серьезных перемен. Мне жаль, однако я вынужденно нарушу права сотрудницы - смогу взять ее после декрета лишь помощником бухгалтера. Ведь человек в силу объективных причин окажется вне профессионального мейнстрима и не сможет качественно и современно выполнять служебные функции. Скажем, хирург, не оперировавший шесть лет, тоже вряд ли понадобится своей клинике в прежнем качестве…

- Действительно ли в Украине можно уйти в декрет на шесть лет? - несколько обескураженно переспросила Майте. И резюмировала: советы следует воспринимать не в буквальном смысле, а как направление, поскольку из каждого правила существуют исключения.

- Я занимаюсь бизнесом, возглавляю Киевскую городскую ассоциацию работодателей, у нас с мужем два маленьких сына. В теме, которую мы обсуждаем, очень важен аспект, связанный с ментальностью украинского общества, - заметила очередная собеседница. - Мы распределили обязанности так, что супруг ведет дом - он и няня, и хозяйка, и организатор досуга. Знаете, какая реакция у коллег? "У тебя муж сидит на шее!" 

И еще должна сказать о нашей маниакальной преданности работе. Мы редко задумываемся о социальной ответственности бизнеса в том смысле, что наши собственные дети - ухоженные, накормленные-напоенные - остаются обделенными душевным теплом. На это просто не хватает ни времени, ни сил. И точно такие же дети, с дефицитом родительского внимания, подрастают в семьях тех, кто именуется наемными работниками. Потому формирование полноценного гражданского общества в нашей стране невозможно до тех пор, пока в связке "бизнес - семья" не установятся разумные, гуманные приоритеты. 

ДЕЛАЙ, КАК Я!

 

 

Валерия КУКСА, семейный психолог Киевского центра "Я + семья", поделилась опытом, как занятой женщине-матери не обделять свое дитя любовью.

- Ритм жизни современной семьи чрезвычайно высок. Иногда мы говорим: "Столько всего навалилось и дома, и на работе - прямо задыхаюсь!" Это очень точная формулировка и для того психологического состояния, в котором находятся дети работающих матерей. Мамы им нужны как воздух, но "вдохнуть" маму и стать счастливым удается далеко не каждому… 

Потому на консультациях я первым делом стараюсь выяснить, в каком ритме живет в семье непосредственно ребенок. Советую родителям: "Выстройте этот ритм и посмотрите, что останется от проблем, с которыми вы обратились!" Поверьте, в подавляющем большинстве случаев необходимость в психологической работе с ребятами тогда отпадает. 

С чего тут начать, что самое главное? Утро, момент пробуждения вашего сына или дочки, которое я называю "вдохом". Пусть десять минут - но вашей полной отдачи ему, ласки, интереса, внимания. Только не думайте в такие минуты, как выполнить задание по службе или составить бизнес-план, какие срочные или неприятные звонки либо встречи предстоят, тогда драгоценное время пойдет насмарку. Ведь дальше у ребенка - садик или школа, общение с другими детьми или взрослыми, словом, расходование энергии, эмоций, сил. Дайте их ему про запас!

Следующий "вдох" - вечерний. Даже если ребенок вернется домой активным, подвижным, энергетически он требует "подпитки" от родного человека. Найдите немного времени на сюжетно-ролевую игру - не обучающую, не развивающую, не дидактическую. Пусть все будет: пазлы, рисование, лепка, изучение английского, но не теперь! Ребенку нужны вы, ваша любовь - покажите ему, как вам вместе весело и хорошо в любой незатейливой игре. Может, вы ее вообще вдвоем для себя придумаете?

Я все годы наблюдаю последствия "ненаигранных" детей. Если б вы знали, чем оборачивается неудовлетворенная потребность в таком общении с родителями! Важно помнить: бабушки-дедушки, которым часто передоверяют воспитание детей много работающие матери, этот необходимый "вдох" не дают. 

ХОРОШИЕ ПРАКТИКИ

 

Марина ЗАХАРЬИНА, директор кадрового департамента компании Ernst & Young - Украина (услуги в области аудита и консалтинга), объяснила, как можно учитывать интересы сотрудниц, имеющих детей. 

- По Украине в наших офисах трудятся 500 человек, из них женщин 62 процента. Именно персонал мы считаем самым ценным активом и основным капиталом. Потому принципы гендерного равенства являются органичной частью корпоративной культуры компании. Никакой дискриминации - подъем по служебной лестнице и уровень заработной платы зависят лишь от деловых качеств, от эффективности работы, от состояния рынка, но не от пола или возраста.

52 процента управленцев среднего звена - женщины, а на позициях топ-менеджмента их 33 процента. Почему на высшем руководящем уровне женщин меньше? Видимо, потому, что на определенном этапе жизни часть из них все же делает выбор в пользу семьи.

У нас сейчас работают 50 женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, довольно большая группа находится в декретном отпуске. Программу для них мы как работодатели запустили год назад, и ее запуску предшествовал опрос. Оказалось, 94 процента наших мам, у которых есть малыши, хотят продолжать расти по службе. Но при этом 88 процентов признались, что испытывают дефицит времени для семьи.

Ключевым моментом программы стал "мамин час". Компания предоставила женщинам возможность взять один час каждый день или пять часов в неделю кумулятивно по своему усмотрению. По истечении года мы подвели итоги. Как показал прошедший год, предоставление возможности работать по гибкому графику и дополнительных часов, которые в течение рабочего дня можно посвятить детям, — очень востребованная льгота. Видя такую поддержку со стороны компании, молодые мамы не опасаются, что с рождением ребенка им придется забыть о карьере.

ИСПЫТАНО НА СЕБЕ

Татьяна МАРУШЕВСКАЯ, финансовый директор "Майкрософт - Украина", уверена: бизнес-леди, у которых график расписан по часам, просто необходимы отступления от правил, которые возвращают их семьям эмоциональное равновесие.

- В период моего детства, да и детства многих моих ровесников, в обществе существовало четкое разделение: вот - работа, а вот - семья. Вспоминаю, как мои бабушка с дедушкой возвращались со службы ровно в пять вечера и мы все вместе садились ужинать. Был непременный ритуал, важный для близких людей. Папа с мамой уже жили и работали в несколько ином ритме, а сейчас и подавно темп ужесточился. Однако и теперь можно добиваться баланса.

У себя в компании мы выделяем три неразделимых фактора, нужных для этого: технологию, корпоративную культуру и уважение к личности. 

Технология - корпоративные телефоны и смартфоны, которые позволяют поддерживать контакт с офисом, но не находиться там долгие часы кряду. Потом появилось распоряжение постоянно читать электронную почту. Вспоминаю случай: однажды в субботу, когда мы с мужем и детьми заранее наметили совместную поездку на отдых, пришлось ломать планы, поскольку я получила срочный и тревожный е-мейл. Забегая наперед, скажу: ситуация разрешилась лишь спустя две недели и весьма благоприятно для меня. Но все это время я была эмоционально погружена в нее и оторвана от семьи. С той поры взяла за правило по выходным служебную почту не читать, хоть мой начальник долго не мог привыкнуть к такой установке. Хотя, повторюсь, в "Майкрософт - Украина" делается максимум для того, чтобы любой сотрудник технологически имел возможность выполнять обязанности дистанционно.