Первая учительница братьев Борисенко Лилия Никитина: "Братья дрались друг с другом и ненавидели, когда их называли близнецами"

- Путали ли Вову и Сашу в школе?

- Другие учителя – да, но только не я. Они были очень разными: Вова более послушный, старательный, Сашка же был проказником. Я называла Вову котенком, а Сашу – тигренком, потому как Вова был мягким и пушистым, а Саша коготки показывал. У Вова любил носить прическу "шапочку", а у Саши всегда были короткие-короткие волосы. Если Вова всегда носил бабочку, костюмчик, то Саша – джинсовые брючки и джинсовый пиджачок. Даже дубленки им родители купили одинаковые, но они настояли, чтобы у одного была коричневая, а у другого черная. Они ненавидели, когда их путали, и постоянно поправляли тех, кто называл их "близнецами": "Мы не близнецы, а двойняшки! Нам мама рассказывала, какая большая разница между этими и этими!"

 


Фото: ДАЦКОВСКИЙ Павел

- Кто учился лучше?

- Вова. Но Саша умел выкручиваться из любой ситуации так, чтобы не отставать от брата. Например, идет контрольная, Вова спокойно её пишет, а Саша его тихонько зовет: "Эй, Вова!". Тот оборачивается: "Подожди, сейчас я свою работу доделаю и тогда тебе помогу".

- А у кого проявлялись выраженные лидерские качества?

- У Саши и только у Саши.

- Правда, что вы не разрешали им сидеть за одной партой?

 

из личного архива Лилии Никитиной (центральный ряд: 5й слева - Вова, 7й слева - Саша, 2я справа - Марина)

- Да, это было строгое правило для них, потому что сидя вместе, они страшно дрались. Однажды я написала Саше в дневнике такое замечание относительно его поведения: "Саша побил Вову".

- Какой самый запоминающийся поступок совершили в школе братья Борисенко?

- Однажды на уроке труда Вова старательно лепил аппликацию из пластилина, Саша в этом время разговаривал с ребятами. И вот, Вова, гордый несет свою аппликацию показывать мне. Тут его брат подбегает и с криками: "Ах ты, сделал, а мне не показал и не помог?!" выхватывает фигурку и комкает её. Вова стоит плачет, я его утешаю: "Я тебе ставлю пятерку (тогда была пятибалльная система), а ты Саша, отправляйся лепить две фигурки – за Вову и за себя".

- Уже в школе как-то проявился их музыкальный талант?

   - Прямо в первом классе!  В школе у нас был чудесный учитель по музыке – баянист Виктор Иванович. Однажды он объявляет о наборе ребят в школьный хор и отправляется по всем младшим классам прослушивать детишек. Дошла очередь и до Борисенко. Он обращается к ним: "Ану-ка, братья-акробатья, подходите ко мне, я буду играть на баяне, а вы подпевайте". А они же еще совсем маленькие, ведь в первый класс они пришли, когда им было по шесть лет. Но не застеснялись, стали петь. Виктор Иванович говорит мне: "А ты знаешь, ничего! Возьму-ка я их в хор". При этом, из мальчишек он больше никого в коллектив не набрал. А Борисенко с первого класса и по 11й, хотели они этого или нет, принимали участие во всех школьных концертах.

- Какие предметы давались легче Саше и Вове?

 


Фото: ДАЦКОВСКИЙ Павел

- Если мне не изменяет память, то Саше нравилась математика, а Вове больше – гуманитарные предметы.

 

- Вы смотрели "Фабрику звезд 3" с их участием?

- Конечно, вместе с мужем, который вел у ребят физкультуру. Иногда я не совсем понимала, почему они капризничали и отказывались петь ту или иную песню. Мне казалось, что, работая с таким мэтром, как Константин Меладзе, надо стараться научиться всему. Но потом я поняла, что, возможно, если ты будешь на проекте серой послушной мышкой, то попросту останешься незамеченным.

 - Кто из братьев пользовался большей популярностью у женского пола?

- Вова, потому что он был мягким и добрым. Любовью всей его школьной жизни была Марина. С первого класса храню у себя "валентинку", которую мне написал Вова. И только недавно заметила, что подписана она как от "Вовы и Марины", хотя делал он её сам! Просто ему очень хотелось, чтобы она была от них двоих.

 


Фото: ДАЦКОВСКИЙ Павел

- Это была безответная любовь?


Фото: ДАЦКОВСКИЙ Павел

- Я бы не сказала, они очень хорошо ладили, дружили. Марина была отличницей и старостой класса. Например, когда зимой мы гуляли с ребятами на продленке и потом я просила Марину поставить самовар, то братья бежали в класс вместе с ней, помогать. Поскольку, я их руководительнице была только до 3 третьего класса, после чего их перевели в соседний корпус школы, то не знаю, как у них дальше сложились отношения с Мариной. Знаю, что продолжали общаться, а вот, как именно – без понятия (улыбается)