Михаил Боярский: Я объясняю Лизе, что семья главнее работы

Боярский приступает к съемкам в новой версии "Шерлока Холмса". Мы же побеседовали со знаменитым артистом не только о ролях, но и о его знаменитой дочери и вообще о жизни.

Боярский считает, что в профессии дочь его превзошла. И он счастлив!

Заново поженились с супругой

- Готовы ли вы согласиться, что Лиза вас превзошла?

- Да я ради этого жил! Чтобы у нее что-то получилось, чтобы она была счастлива. Это тяжелая профессия, но коли уж взялась за нее, то дай бог, чтобы ей сопутствовала удача.

У нее очень хороший старт в музыке, театре, кино, но это не значит, что так будет всегда. И она об этом знает, я ее предупредил: кто быстро взлетает, тот очень быстро падает. Она из актерской династии, знает, каково это. Я ее очень редко вижу - она все время снимается. Все это не очень благоприятно влияет на семейные отношения. Я ей объяснил, что прежде всего - семья, работа потом. Она понимает это: пообещала немного сбавить свой пыл. Бывает очень часто, что на одного человека все набрасываются, просто разрывают на куски, а потом бросают. Я предупредил ее, что так может быть, надеюсь, что она послушает отцовское наставление.

- А как же ваша дальнейшая карьера?

- Всем тем, кто не посчитал меня ненужным, бессмысленным, - низкий поклон. Я постараюсь не обмануть ваших надежд и за то время, которое у меня осталось, постараюсь вас не разочаровать. Все, что мог, я передал своим детям. Так и должно быть. Я не говорю "ухожу", просто я подготовил хорошие тылы, которые, надеюсь, принесут пользу и вашим детям, и вашим внукам.

- Сейчас Лиза с мужем живут в разных городах. Как вы к этому относитесь?

- Эти виртуальные взаимоотношения между мужем и женой для меня очень странные. Но это временное явление. Рано или поздно все утрясется. Так у многих было. Мне повезло, я супругу свою в театре встретил, в котором работал. Это единичный случай, такое редко бывает.

- В семье главным должен быть мужчина или женщина?

- Муж и жена - одна сатана! Оба главные. У каждого своя роль, тут нет второстепенных. Вот Ромео и Джульетта - кто из них главный? Они одно целое, и разделять по степени значимости их не следует.

- У вас с женой так же?

- О, я ухаживал за ней, как настоящий Ромео: забирался на балкон, из армии убегал в новогоднюю ночь к ней, пел серенады под окном, дарил цветы зимой, шампанское с букетами оставлял у служебного входа... Я очень люблю свою супругу. Кстати, пару лет назад мы заново поженились! Ведь мы были с 1985 года официально разведены из-за жилищных вопросов. Я сумел тогда сохранить это в тайне. А сейчас мы вновь молодожены. Лариса - просто золотая женщина, она оставила даже карьеру ради детей.

Видит бог, я не могу без моей женщины, с которой мы прожили 35 лет. Наверное, во второй раз в загс можно было бы не ходить, но я всегда думаю о будущем и о благополучии семьи.

"Я чувствую себя старше своего возраста!"

- У каждого человека есть свой внутренний возраст. А вы на сколько лет себя ощущаете?

- Это зависит от многих обстоятельств: с какой ноги встал, выпил или не выпил, в ссоре ли с женой, какой спектакль впереди, какая погода, расстроен или нет... Чаще всего я чувствую себя старше, не потому, что я умнее кого-то, а просто у меня есть временной цейтнот: я уже не успею этого, не успею того. Предлагают преподавать в театральном институте еще пять лет: то ли доживу, то ли нет... Или вот предложили сняться в Голливуде в главной роли трехсотсерийного фильма. 300 серий - не успею. Я уже старше того идиота, который на все соглашается.

- И много вы не успели в жизни?

- Я не видел весны, осени целиком. Никогда не видел жизни в ее нормальном течении, все время только кусочками. Как хочется насладиться этим! Но, слава богу, есть пища, которую я познал. Это женщины, любовь матери, рождение детей. Ну а вот чем-то для себя, наверное, не успевает человек насладиться. Вот если бы мне сказали: чего ты хочешь, напиши на бумажке... Наверное, как у Стругацких: "Хочу, чтобы всем было хорошо".

- И все?

- Если кто-нибудь из вас знает, чего он действительно хочет, я ему завидую! А вообще самый счастливый человек - тот, кто живет в минимальном достатке. Когда он не тратит свою кроху земного времени на построение замков, покупку машин, земли и так далее. Все это потом не нужно вообще. Не надо быть рабом всего этого.

Мечтал сыграть Бендера

- Вы обидчивый человек?

- У меня толстая носорожья кожа, меня трудно обидеть. Если бы я на все обиды обращал внимание, а еще можно было бы вызвать на дуэль, то меня бы давно убили.

Сейчас я нахожусь в том состоянии, когда детская болезнь первенства давно прошла, когда профессия чудовищно трудная, когда розовые очки давно сняты, желание уберечь детей и внуков ставится во главу угла. Я верю, что существуют звезды. Но звезда должна вовремя умереть. Если она не умирает, то она не звезда. Это Пушкин, Лермонтов, Монро, Леннон, Цой... А вот когда человек сам себя без иронии, без юмора называет звездой - то он действительно  сошел с ума.

- Вы продолжаете петь, ездить с гастролями?

- Да. Меня зовут сейчас в "Рок-клуб". Я вообще-то к ним отношения не имею. Хотя достаточно близко был знаком с одним человеком от них - Виктором Цоем. Я был его цензором. Мне приносили его песни и спрашивали: можно ли их петь или нельзя? И я подписывал: можно. На его концертах сидели вместе, трепались. Он был с хорошим юмором мужик.

- За какую работу вы могли бы себя похвалить?

- Слава богу, я не делал гадости на экране - не играл насильника, Чикатило или кого-то подобного, не матерился, не раздевался. Вот за это меня можно похвалить - не за то, что я сделал, а за то, что мог бы сделать, но не сделал.

- О какой роли вы мечтали, но так и не сыграли?

- Я очень хотел в свое время сыграть Остапа Бендера, но его, к сожалению, слишком много.