"Кин-дза-дза!": Вместо Яковлева мог сыграть Гафт, а вместо Любшина - Фатюшин

В этом году исполняется 25 лет с момента выхода одной из самых необычных картин культового режиссера Георгия Данелия - комедии "Кин-дза-дза!".

Леонов и Яковлев - самые убедительные инопланетяне.

Премьера этой "инопланетной фантастики" в конце 1986 года (фильм посмотрели 15,7 млн. зрителей) вызвала бурную реакцию в народе: одни на чем свет ругали создателей за эту "ерунду". Другие назвали работу Данелия гениальной. О том, как появлялась на свет необыкновенная комедия, мы поговорили с режиссером и актерами.

"Никто ничего не понял"

Идея фильма родилась в голове самого режиссера Георгия Данелия. Он рассказывает, как его друг, сценарист Резо Габриадзе, провожал его в Москву - он должен был лететь из Тбилиси. Друзья шутили и в процессе разговора "нашутили" идею сценария о том, как два человека оказались на другой планете и увидели настоящих инопланетян.

- Было принято в то время изображать в кино инопланетян сильными, могучими. А мы решили показать, до чего может дойти цивилизация: решили изобразить инопланетян глуповатыми, недалекими; придумали им разно­цветные штаны. Почести, когда перед кем-то надо приседать три раза, перед кем-то - два. Мы смеялись, когда это придумывали, - рассказал "КП" режиссер Георгий Данелия. - Правда, самый первый вариант сценария, который мы с Габриадзе писали два месяца, потом сами же забраковали - решили, что эта история никуда не ведет. Перебрались из моего дома, где начался ремонт, в гостиницу грузинского постпредства, где жил Резо. А там окна выходят на посольство какой-то африканской страны. И вот, когда мы уже потеряли счет времени, я спрашиваю у Габриадзе: "Резо, сколько мы уже пишем сценарий?" Он говорит: "Вон, видишь, там у посольства постовой стоит?" Я говорю: "Вижу". "А в каком он чине?" - спрашивает Резо. "Старший лейтенант", - говорю я. "А когда начинали, он был сержант!"

 

- Георгий Николаевич, вам навязывали в картину каких-нибудь артистов?

- Не было фильмов, на которых не было бы споров по поводу претендентов на роли. Мы спорили из-за кандидатур. Но никогда в жизни мне никого не навязывали. И никогда в жизни я не снял ни одного сантиметра пленки, которой не хотел бы снять. Цензуры было действительно много. И много чего не пропускали. Но заставлять что-то снимать или кого-то снимать - со мной такого не было!

- А что в сценарии цензура не пропустила?

- Как они могли что-то не пропустить или вырезать, когда они ничего не поняли! - смеется Данелия. - Помните в фильме "последний выдох" руководителя ПЖ. Когда мы начинали снимать, везде висели огромные портреты Брежнева с орденами и медалями. Мы боялись, что высокие чины поймут, что в нашем "последнем выдохе" мы имеем в виду Брежнева. Но пока мы боялись, Брежнев умер. Пришел Черненко. Мы опять перепугались, потому что в газетах крупным шрифтом было написано: "К. У. Черненко". Получалось везде мелькало это: "ку", "ку"… А у нас тоже в разговорах все слова заменяют "ку". Переделывать "ку" на что-то другое было некогда. Но тут и Черненко умер. И переделывать ничего не потребовалось.

Пришел к власти Горбачев с его антиалкогольной программой, что тоже нам доставило переживаний. Один актер привез из Грузии бутылку чачи (виноградный самогон), она была у него в портфеле. А тогда вышел указ, что за изготовление и распространение самогона - восемь лет лишения свободы. Но бутылку мы все же сняли в эпизодах, и переснять их было невозможно. Тогда решили, пусть Гедеван скажет, что у него в бутылке уксус. (Хотя какой дурак повезет из Батуми уксус?) И вынуждены были вычеркнуть из сценария хорошую сцену застолья…

А когда фильм вышел, тогдашнему министру кино он категорически не понравился. Это могло бы стать тоже некоей помехой. Но министра на тот момент уже снимали, так что для нас все обошлось. Много позже я его встретил, и он мне сказал, что его внук смотрит "Кин-дза-дзу!" с удовольствием. Я его поздравил и сказал, что у него умный внук.

Вместо Любшина мог сыграть Фатюшин.

 

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Чатлано-пацакский словарь

ПАЦАКИ - низшая каста.

ЧАТЛАНЕ - высшая каста.

КЦ - спичка.

ЦАК - колокольчик для носа.

ЭЦИХ - ящик для узников.

ЭЦИЛОПП - представитель власти.

ПЕПЕЛАЦ - межзвездный корабль.

ГРАВИЦАПА - деталь от мотора пепелаца.

КЮ - допустимое в обществе ругательство.

КУ - все остальные слова.

 

О выборе актеров

Специально под Евгения Леонова - своего любимого артиста - Данелия писал роль инопланетянина Уэфа. А претендентов на роль инопланетянина Би было несколько. В итоге утверждение получил Валентин Гафт, который участвовал в репетициях, но перед самыми съемками отказался от участия в фильме, обидевшись на то, что режиссер уделяет ему мало внимания. Подобные капризы Данелия не терпел. И в срочном порядке утвердил Юрия Яковлева.

Александр Фатюшин должен был стать в фильме прорабом Машковым, но его не отпустило на съемки руководство театра. И его в картине заменил другой не менее замечательный актер Станислав Любшин. Ролан Быков получил утверждение на роль господина ПЖ, но по личным причинам не смог сниматься, тогда Данелия попросил сыграть роль директора картины Николая Гаро. Возникла накладка и с исполнителем роли Абрадокса с планеты Альфа, которого должен был играть Норберт Кухинке, исполнявший роль иностранца в фильме "Осенний марафон". Однако руководство "Мосфильма"  запретило снимать его из политических соображений. Данелия, не долго думая, назначил на роль самого себя. Еще режиссер собирался пригласить в свой фильм ­Борислава Брондукова и специально для него придумал роль. Брондуков радостно согласился, но за несколько дней до съемок перенес инсульт и надолго вышел из рабочего состояния. К своему глубокому сожалению, Данелия был вынужден вычеркнуть его роль из сценария. Не увидели мы в комедии и Леонида Ярмольника, которому доверили сыграть пацака-мошенника, назойливо предлагающего героям "космическую пыль", пытающегося продать им фальшивую машинку перемещения. Ярмольник так и не сыграл в фильме - от его роли отказались.

Как замечали самые ярые поклонники фильма, в титрах картины значится некий Рене Хобуа. Но такой актер не снимался в этой ленте! Оказывается, указание в титрах "Р. Хобуа" - традиционная шутка режиссера Данелия.

Чем не инопланетные пейзажи?

 

"Пепелац искал КГБ"

- Съемки этого фильма оказались самыми многострадальными. Я уже всерьез думал, что, наверное, это настоящие инопланетяне сердятся, что мы про них кино снимаем. И мешают нам, - посмеивается Данелия. - У нас постоянно происходили накладки, неприятности. Начались съемки вообще с… исчезновения нашего пепелаца! Макет пепелаца (сооружение типа космического корабля) я придумал сразу же, еще на стадии написания сценария. Но создать его оказалось очень трудным делом. Придумали отпилить хвостовую часть самолета Ту-104, который нашли на свалке, и этот хвост стал каркасом нашего пепелаца. Поставили цилиндр в коллектор шестого павильона "Мосфильма", где художник картины покрыл его пенополиуретаном и офактурил под ржавчину. А откидные двери, колеса и крутящийся винт смастерил один умелец с "Мосфильма". Штука, которая внутри пепелаца крутится под потолком, - это втулка несущего винта вертолета… Весил наш пепелац килограммов 700, наверное. И вот когда соорудили его, мы наконец отправились на съемки. Реквизит должны были перевезти по железной дороге отдельно. Вся группа приехала на съемки в пустыню Каракумы. Я гордился, что мы добились того, чтобы на месяц для наших съемок освободили трех ведущих актеров трех театров: из Вахтанговского театра - Юрия Яковлева, из ­МХАТа - Любшина, из "Ленкома" - Леонова. С большим трудом мы вызвали артистов на съемки. И вот они вместе сидят, а пепелац исчез! Я был страшно зол. Экспедиция же в большие деньги обходится. Нам платить надо и за проживание, и суточные, и зарплату. Я доложил директору "Мосфильма": "У нас пропал пепелац. Ищите!" Директор обратился в Министерство путей сообщения. По накладным не нашли, так как в них было написано "груз пепелацы". Железнодорожники не могли понять, что такое пепелац, и просто не знали, что именно им надо искать! Поиски длились полтора месяца. Тогда директор "Мосфильма" обратился в КГБ. Выяснилось, что вместо Каракумов пепелац отправили аж во Владивосток.

- Но в итоге-то нашли пепелац?

- Да, нашел КГБ. Но это директор "Мосфильма" обращался в КГБ, а не я! У меня никаких дел с КГБ не было, - иронично подчеркнул Данелия. - Доставили нам наш пепелац. Но тут возникла новая загвоздка. Надо так снимать, чтобы у нас эта штука летала. Придумали ее краном поднимать… Но пустыня должна быть без следов людей и машин. А транспортировал тяжеленную махину трактор и платформа. Вышли из положения так: трактор всегда ехал, таща пепелац, на съемочную площадку вдоль бархана, а потом прямо на камеру. Затем перед камерой ставили пепелац, и он закрывал собой все следы…

Как рассказывают участники фильма, когда "космический агрегат" только привезли на съемочную площадку и собрались снимать, художник-постановщик картины Тэжик решил его для актуальности подкоптить. Зажег факел, начал коптить… и декорация загорелась. Кинулись тушить. Песком. Брезентом. Затушили. Но один бок прогорел. Лишь к ночи Тэжик и второй художник-постановщик Самулекин раздобыли полиуретан у военных и залатали конструкцию... Но на этом происшествия не закончились. Декорацию "Корабль в песках" на съемках разнесло ураганом. В декорацию эциха (тюрьмы) в день съемки въехал на машине пьяный водитель. Ракета, которую сделало КБ авиационного завода, при запуске взорвалась. А съемочная группа, актеры и режиссер из-за всей этой нервозности начали ссориться. Хотя обычно атмосфера на площадке у Данелия очень дружелюбная. Грешили на происки инопланетян. А потом киношникам объяснили: в Каракумах нельзя работать в полдень, в это время там бывает вредное электромагнитное излучение, поэтому обычно все затихает в пустыне на два часа. Но киношники этого не знали и работали. Впрочем, учитывая трудоголизм Данелия, даже если б и знали, вряд ли бы бездельничали…

- На съемках постоянно происходили происшествия - что-то горело, ракеты взрывались, - рассказывает Данелия. - Какая-то машина была куплена трюковая, но она почему-то так и не заработала. И наши ребята из группы абсолютно все своими руками сделали. Вообще мы все делали очень примитивными способами. Однажды нам нужно было срочно снять одну из важных сцен. Я приезжаю на съемку, а на площадке - никаких декораций, один администратор стоит. И говорит, что декорации выехали, но, скорее всего, застряли в песках. Мы поехали по пустыне и наткнулись на какую-то свалку, куда выкидывали детали от нефтяных вышек - ржавые, похожие на кресты! Я был в восторге! То что надо! Но их еще нужно было вывезти. Таксист-туркмен обещал помочь с краном. И вот останавливает он одного туркмена, начинает его уговаривать, руками размахивает, а я из всего речевого потока понимаю только "Леонов... Леонов...". Так мы и перевезли эти два креста… Зато после выхода фильма ко мне обратился американский режиссер с предложением, мол, не возьмусь ли я сделать трюки и спецэффекты для его картины. Говорит: "Я посмотрел вашу картину. Так они у вас прилично сделаны и дешево". Я его спрашиваю: "А какие спецэффекты вам понравились?" Отвечает: "Самое интересное - как летает пепелац. Незаметно, как вы его водили по воздуху". А я ему: "А там нету спецэффектов. Военные дали нам гравицапу. Мы поставили ее на декорацию, и она летала". - "А это что такое?". Я -  ему: "Да я не знаю. Вы обратитесь к русским военным. Это их разработки. А то вдруг я вам тайну расскажу. У нас с этим строго, меня будут считать шпионом". Так он и обратился! Потом мне позвонили из министерства и наорали: "Вы что дурака валяете?!" Я - им: "Вы должны радоваться, что американцы всерьез думают, что у вас такая супертехника, способная любую громаду в воздух поднять!"

Кстати, слово "пепелац" (искаженное грузинское "пепела") означает "бабочка". Такое название для летательного средства уже использовалось в фильме Данелия "Мимино" (1977), где герой Вахтанга Кикабидзе - вертолетчик по прозвищу Мимино - так называл свой вертолет. (В ответ на просьбу старухи перевезти корову на вертолете Мимино стучит по вертолету и кричит: "Пепела! Пепела!") А слово "ку" совпадает с португальским непристойным словом "cu", которое можно перевести как "задница" (употребляется для обозначения неприятного человека). Как шутят поклонники, возможно, именно благодаря этому комедия "Кин-дза-дза!" в 1987 году получила специальный приз "За изобразительную концепцию" на фестивале в Рио-де-Жанейро.

Межзвездный корабль - пепелац - в Каракумах.

 

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Фрагмент диалога из фильма "Кин-дза-дза!":

- Извините, а гравицапа - это что?

- Ну, гравицапа - это то, без чего пепелац может только так летать, а с гравицапой в любую точку Вселенной - фьюить - за пять секунд.

- Ребят, как же это вы без гравицапы пепелац выкатываете из гаража? Это непорядок...

Декорации к фильму искали на свалке в пустыне.

 

"Я мало что понимал"

Актер Юрий Яковлев рассказывает, что, прочитав сценарий, ничего не понял, и честно сказал режиссеру. Но тот его успокоил, мол, никто не понимает, будем работать. Яковлев мечтал поработать с таким мастером, как Данелия, и полностью ему доверился. Но называет съемки просто адовыми.

- В пустыне стояла невыносимая жара. Съемки проходили тяжело. Но мы были воодушевлены работой… График съемок был суровый: утром в 6 часов - выезд в пустыню, иначе снимать нельзя, жара страшная. Днем температура песка доходила до 90 градусов. За день до съемок Данелия раздавал актерам текст сцены, мы за ночь его выучивали. Но за ночь он успевал полностью переписать сцену и утром, как ни в чем не бывало, подсовывал новый текст. Не могу сказать, что актерам это нравилось. Текст-то был, мягко говоря, нестандартный…

Когда фильм вышел и его начали ругать, Яковлев сильно расстроился. И признавался, что разочарован в работе и в Данелия. Но спустя время изменил мнение. Евгений Леонов тоже остался не слишком доволен результатом. Но признавался, мол, попробуй скажи, что в картине эстетики не хватает, - разорвут!

О костюмах

По словам Данелия, военные летчики передали им в качестве реквизита  летные костюмы, киношники их дофактурили - где-то испачкали, где-то порвали. Леонову на голову надели "гульфик" от  летного скафандра.

- У меня было ­сумасшедшее одеяние, сшитое из разных кусочков кожи, - рассказывает актриса Ирина Шмелева. - На меня примеряли различные варианты костюмов, и, когда в перерыве между двумя примерками я набросила на себя какую-то тряпку (просто чтоб не стоять раздетой), Данелия вдруг сказал: "Вот так и будешь сниматься!" Мы ездили по каким-то помойкам и что-то искали... У меня до сих пор перед глазами картинка: Данелия стоит на черном новом пальто и с остервенением отрывает от него рукав, чтобы отдать его другому персонажу... В голову мне он втыкал всякие пружинки. Ветер ужасный, и на голове у меня кошмар, а Данелия все не хватало в моей голове болтов…

Прогноз сбывается?

- Фильм "Кин-дза-дза!" сегодня часто показывают, цитируют фразы из него. Он стал еще популярнее, чем был. С одной стороны, все это мне очень приятно. А с другой - нет. И вот почему, - признался "КП" Данелия. - Было бы лучше, если бы никто ничего не понимал, о чем там рассказывается, чтобы думали, что это какой-то бред придумали. Про это социальное неравенство, про упадок культуры. К сожалению, в сегодняшней жизни я все чаще замечаю отголоски того, что мы показали. Поэзия исчезает. Раньше поэты собирались и читали стихи хорошие. Мы слушали прекрасную музыку. А я сейчас новое музыкальное творчество не понимаю. Я просил композитора написать для фильма примитивную музыку, и задача была выполнена. А сейчас слышу так называемую попсу и понимаю, что она вполне могла быть в нашей картине! Словарный запас заметно сузился у народа. Беднее становится культура, и это меня расстраивает. Иногда кажется, что прогноз фильма сбывается...