Из-за взяток чиновников цены в стране выше на треть

"Комсомолка" продолжает разбираться в том, почему в Украине почти половина экономики находится в тени. Сегодня поговорим о самой коррумпированной прослойке нашего общества – чиновниках. Мы расскажем об основных способах их нелегального заработка.

У опытных коррупционеров есть тысяча и один способ положить в карман кругленькую сумму. Но это уже больше вопрос правоохранительных органов. Фото Thinkstock.

В последнее время власть то и дело говорит о борьбе с коррупцией. Весной даже был принят закон, направленный на искоренение этого явления. Однако на деле в Украине мало что изменилось. По крайней мере люди не чувствуют, что чиновники стали брать меньше взяток.

- Несмотря на заявления о борьбе с коррупцией на высшем уровне, в Украине идет серьезное блокирование этого процесса в регионах, - говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

Согласно последнему опросу, который провели специалисты Европейской исследовательской ассоциации, только один из двадцати украинцев увидел изменения в лучшую сторону. Остальные отмечают - на лапу стали давать больше.

41,7% опрошенных считают, что уровень коррупции вырос. Около 80% - что точно не уменьшился. При этом, отвечая на вопрос о самых "разложившихся" ведомствах, украинцы приводят в пример силовиков и судебную ветвь власти.

В эффективности широкомасштабного фронта борьбы с коррупцией, который развернул нынешний президент, убеждены 17,6% граждан. Гораздо большее количество украинцев готово сражаться с нечистыми на руку чиновниками самостоятельно. Социологи нарисовали портрет врага коррупционера: это каждый третий житель большого города, мужчина с высшим образованием, имеющий средний уровень достатка.

- Они готовы бороться с бытовой коррупцией - это когда чиновникам дают взятку за работу, которую они и так должны делать. Остальные люди настолько к этому привыкли, что уже не представляют, как государственная машина вообще сможет "завестись" без "денежной смазки", - считает политолог, директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.

Итак, давайте рассмотрим самые любимые схемы заработка чиновников.

РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И ПРОДАЖА ИНОФРМАЦИИ

Первое, что приходит на ум, когда думаешь о заработках чиновников, - выдача разрешительной документации. Вот представьте: есть в городе бесхозный кусок земли, и решила там строительная компания построить дом. Думаете, выдаст город вам разрешение на строительство просто так?

До кризиса минимальная ставка взятки за разрешительные документы составляла до 30% стоимости строительства жилья. 

- Все деньги, оплаченные в виде взяток, мы с вами компенсируем строителям в размере приобретаемого жилья - минимальная стоимость взяток составляет до 30% стоимости строительства,- говорила в свою бытность советником министра регионального развития и строительства Украины Александра Кужель. - Это взятки за землю, за получения разрешений, лицензирование.

Почему одни и те же квартиры в столице и городах-спутниках стоят чуть ли не на треть дешевле? Дело именно во взятках. Например, чтобы собрать всю необходимую документацию для начала строительств, нужно потратить минимум два года. Ускорить этот процесс можно в высоких кабинетах.

Автор этой статьи в свое время работал в строительной компании и знает некоторые аспекты этого бизнеса изнутри. Профильные чиновники зарабатывают не только на том, что выдают необходимые для ведения бизнеса документы, но и на том, что продают информацию. Когда-то компания, в которой я работал, приметила одно перспективное место для строительства жилого дома. Подала заявку на выделение этого участка, и каково же было удивление, когда его отдали конкурентам! Можно было бы списать это на случайность, но так происходило несколько раз подряд - перспективные участки получали компании, где чиновники, скорее всего, имели свой интерес.

НОВАЯ МЕТЛА? ЖДИ НЕПРИЯТНОСТЕЙ

Обращали ли вы внимание на то, что после любой смены власти чиновники начинают говорить о беспределе своих предшественников, находить десятки или сотни нарушений? По большому счету это делается для того, чтобы отменить уже действующие договоры и снова попросить взятку.

Такие проблемы постоянно возникают у перевозчиков. Например, поменялся губернатор, и новая команда начинает менять договоры с компаниями, которые выиграли конкурсы раньше и получили в Минтрансе лицензии на 5 лет. Чтобы отстранить неугодных, чиновники вводят временные договоры, а с теми, кто пытается отстоять свои права в суде, борются при помощи проверок.

Один из бизнесменов рассказал нам, что его вначале лишили лицензии, а после того как он вернул ее через суд, у него ее снова отобрали уже через 11 дней. За восемь месяцев борьбы на этом предприятии провели 10 плановых и внеплановых проверок и более 200 рейдовых! И это при том, что плановую и внеплановую проверки можно осуществлять не чаще одного раза в год. Но, как видим, чиновникам закон не писан.

Согласно исследованиям зарубежных компаний, около 40% предпринимателей жалуются на то, что чиновники не брезгуют повторно обращаться к ним за вознаграждением за уже предоставленную услугу. То есть, расплатившись с коррупционером однажды, нельзя быть уверенным в том, что он не придет к вам снова и не заглянет в карман.

ГОСЗАКУПКИ: ОТКАТНЫЙ РАЙ

Еще один любимый всеми чиновниками метод заработка - закупка товаров и услуг за госсчет. Сейчас многих представителей вчерашней власти судят именно за нарушения в этой сфере. Кто-то томится в Лукьяновском СИЗО, а кто-то, как экс-глава Госрезерва Михаил Поживанов, решил пересидеть смутные времена за границей. В целом схема выглядит так: государство или госкомпания проводят тендер на закупку товаров или услуг. По идее, заявку может подать любая компания, и выиграет та, что предложит более выгодные условия. Однако для того, чтобы гарантировать победу "нужному" участнику, чиновники прописывают такие условия, под которые подпадет всего один претендент. Естественно, он и выигрывает конкурс.

В большинстве своем такие "победители" - это или компании, которые учредили родственники чиновников, проводящих тендер, или же фирмы, готовые предоставить откат. То есть деньги из бюджета идут вначале исполнителю, а затем тот их в конверте приносит в высокий кабинет.

Чаще всего это бывает не напрямую. Ведь взятки нужно легализовать. Поэтому у большинства взяточников имеется супруг или родственник, который занимается отмыванием этих средств. Например, "компания Н" должна чиновнику миллион долларов. Он даже не возьмет их в руки, а попросит закупить у "фирмы Х" консультационных услуг на эту сумму. Естественно, никаких консультаций никто так и не проводит, но деньги оказываются на счету "компании Х", принадлежащей родственнику чиновника.

Естественно, правоохранители знают об этом. Поэтому между компаниями "Н" и "Х" может возникать до десятка посредников, через которых и прокручивают бюджетные деньги.

Как же "компания Н" может выполнить госзаказ, если от 20 до 40% уходят в карман чиновнику? Очень просто, они начинают экономить на расходных материалах или завышают объемы выполненных работ. Например, нужно построить дорогу шириной 10 метров и длиной километр. Если с каждого края "отрезать" по метру, то ширина будет составлять 8 метров, а экономия - 20%. Если учесть, что принимать работу будет чиновник, получивший откат, то в акте приема-передачи будет указано, что дорога имеет 10 метров ширины. 

Кроме того, при закупках больших объемов материалов покупателю положена оптовая скидка. Очень редко вы ее увидите в официальных документах. Нечистый на руку чиновник попросту положит ее в карман, попросив указать в документах полную стоимость товара.

Вы никогда не обращали внимания на то, как чиновники говорят об объемах строительства? Они никогда не скажут, что, например, построено 200 километров дороги из запланированных 250. Они скажут: "Нами освоено 75% от запланированного бюджетного финансирования". 

СЧИТАЛКА "КП"

Фото Александра ШЕПЕЛЕВА.

Любые взятки, которые предприниматели отдают чиновникам, в конечном итоге закладываются в розничную цену товара. И платим за это мы с вами. Депутат  Верховной Рады, член парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Анатолий Матвиенко уверен, что в себестоимости аграрного производства 30% приходится на взятки. По его мнению, в последнее время "из строительной отрасли вся тенизация переходит в аграрный бизнес".

Возможно, в других отраслях эта цифра и меньше, но если учесть, что украинцы тратят на продукты питания около 51% от своих доходов, то именно взятки в сфере продуктов питания наиболее заметно бьют по кошельку простого гражданина. В других отраслях если и берут меньше, то не намного. В строительстве, как мы помним, называли те же цифры.

Получается, что треть наших с вами расходов идут на взятки чиновникам. Давайте попробуем их оценить. Объем розничной торговли в Украине за первые восемь месяцев этого года составил около 420 миллиардов гривен. По крайней мере таковы данные Госкомстата. То есть за год эта цифра превратится где-то в 630 миллиардов гривен. 

Получается, около 190 миллиардов гривен - это деньги, которые уходят на взятки. Для сравнения: доходная часть бюджета на следующий год составит 350 миллиардов гривен. 

АНЕКДОТ В ТЕМУ

Прилетел Брежнев к Никсону. Решили они посидеть вдвоем, поговорить по душам. Сели на берегу реки, выпивают. 

Вдруг Брежнев спрашивает: 

- Слушай, а на какие деньги мы пьем? 

Никсон отвечает ему: 

- А вон видишь мост? 

- Вижу. 

- Мы его должны были за 2 миллиона долларов построить, а построили за полтора. Вот на эти и пьем. 

Через год приезжает Никсон в Москву. Сели они с Брежневым на берегу реки, тот спрашивает: 

- На какие деньги пьем? 

- А вон видишь мост через реку? 

- Нет. 

- Вот на эти и пьем.