ПИСАТЕЛЬ БЫЛ РАВНОДУШЕН К МУЗЫКЕ
76-летний Петр Якивец из села Книшивка Гадяцкого района лишь на старости лет решился передать в хорошие руки вещь, которую всю жизнь хранил на чердаке и очень дорожил ею. Огромный 30-килограмовый ящик (длиной полтора метра, шириной - полметра) на первый взгляд самый обычный, даже неприметный. Никогда не подумаешь, что это музыкальный инструмент, пока не откроешь. Внутри этой громадины – струны. Правда, из 60 уцелели где-то 30. В том, что гусли старые, сомнений нет. Дерево потрескалось, лак стерся, а струны поржавели. Но даже то, что осталось, способно издавать звуки!
- С чего вы взяли, что гусли принадлежали семье Гоголя? – спрашиваю у старика.
- Мой отец в детстве дружил с известным конструктором тяжелых танков, трижды Героем Социалистического труда Николаем Духовым, - рассказывает Петр Кузьмич. – Тот интересовался не только техникой, но и играл на гармошке, скрипке. Когда Николаю исполнилось 10 лет, дед Михаил подарил ему эти гусли. И сказал, что они непростые, гоголевские. Их специально для Николая Васильевича купили родители, но маленький Гоголь к музыке был равнодушен. Духовы приходились Гоголям родственниками по материнской линии. Когда писателя и его родителей не стало, дед Духова забрал инструмент себе.
Будущий конструктор очень полюбил гусли и научился на них хорошо играть. Даже создал в родном селе Вепрык музыкальный оркестр. Собрал селян, которые играли на скрипке, мандолине, бандуре, гармошках, гитарах и бубнах. Духову пророчили карьеру артиста, но он выбрал технику.
- Когда в 1920 году начался кулацкий мятеж, бандиты разгромили сахарный завод, где работал отец Духова. Их семья бежала в село Чупаховка Сумской области. Громоздкие гусли Коля подарил моему отцу, чтобы не тащить с собой, - продолжает Петр Кузьмич. – Батя научился играть только "Взяв би я бандуру", а с меня вообще никудышный музыкант, я - слесарь.
НЕМЦЫ ОТБИЛИ НОЖКИ, А СТРУНЫ РАСТАЩИЛИ РЫБАКИ
Первоначально гусли были с точеными ножками и заменяли в доме Якивцов стол. В войну они чудом уцелели.
- Когда Книшивку захватили немцы, все жители убежали в соседнее село. Наш дом немцы разгромили, но не сожгли, - вздыхает пенсионер. – Гусли валялись на полу без ножек.
- А струны куда подевались?
- Это уже мы, хуже немцев, поснимали на рыбалку вместо лески…
На самих гуслях нет никаких надписей, опознавательных знаков. Так что доказать, что когда-то они принадлежали семье Гоголя, трудно. Но раритетом живо интересуются частные коллекционеры.
- Приезжали из Киева и Донецка. Спрашивали, что я за них хочу, - рассказывает пенсионер. – Деньги брать постеснялся, просил помочь в строительстве и обустройстве церкви в селе. Но если честно, перекупщикам отдавать гусли не хочется. Вот если бы какой музей их у меня купил…
|
КСТАТИ
Гоголевский музей взял бы инструмент, но бесплатно
- При желании эти гусли можно изучить и узнать, сколько им лет, - говорит Екатерина Чернова, главный хранитель фондов музея-усадьбы Гоголя, что в селе Гоголево (в этой усадьбе жили родители писателя, здесь же прошло его детство). - Принадлежали ли они семье Гоголя, выяснить почти невозможно. Кроме слов пенсионера пока нет никаких подтверждений. Есть сведения, что в доме Гоголей хранились скрипка и флейта. Николай Васильевич очень хотел научиться на них играть, но имел проблемы со слухом. А вот его отец хорошо играл на флейте. Что касается Духовых и Гоголей, то одни историки утверждают, что они были дальними родственниками, другие – что просто хорошими знакомыми. Так что в рассказе Петра Якивца есть доля правды. В любом случае гусли, которые у него хранятся, представляют большую ценность даже как просто старый музыкальный инструмент. Мы бы с радостью изучили их, отреставрировали и взяли на хранение. Но бесплатно. Сейчас у музея нет возможности покупать новые экспонаты.
МНЕНИЕ МАСТЕРА
"Купить задорого их смогут разве что любители старины"
- Сказать о возрасте инструмента и его цене можно, только подержав его в руках. По фото могу сказать лишь, что это классический инструмент, а не народный, то есть изготовлен теми же мастерами, которые делают фортепьяно, арфы… - говорит Сергей Шамов, московский мастер по изготовлению и реставрации гуслей, которому мы показали фотографию раритета. - Если гуслям 200 лет, то на них должно быть клеймо мастерской, а дерево и обивка - дорогими. Если же материалы попроще, возможно, инструмент сделан в конце XIX – начале XX века. Тогда был период расцвета гусельной игры. Сейчас на гуслях играют в современной академической манере, которой едва ли не сто лет. Есть любители старинной игры, которые обучались ей у старожилов. А есть самоучки, играющие для души - им что гитара, что гусли. Так что купить задорого такой инструмент могут разве что люди, которые просто сходят с ума от таких вот старых вещей.
Фото автора.