Мифы о черных трансплантологах убивают тысячи украинцев

Донорство разрешено законом Украины, но из-за шумихи вокруг этой медицинской сферы врачи боятся спасать людей.

Фото Thinkstock.

ПЕРЕСАЖИВАЮТ ВСЕ РЕЖЕ

Почему-то укоренилось мнение, что темными ночами по улицам бродят головорезы со скальпелями в руках и лишают одиноких прохожих жизненно важных органов. А потом тайно их продают и богатеют на этом. 

За прошлый год в Украине проведено всего лишь 95 трансплантаций. Хотя в клиниках мира их делают в год десятками тысяч. Такую ситуацию в стране спровоцировала в том числе и череда громких скандалов с якобы черными трансплантологами и задержанием наших медиков. 

-  Акты публичного бичевания врачей, которые связаны с пересадкой органов, возникают с конца 90-х годов с регулярной периодичностью, - говорит директор Координационного центра трансплантаций органов, тканей и клеток МЗ Украины Руслан САЛЮТИН. - Но на данный момент нет ни одного обвинительного приговора суда. 

Многие полагают, что всему виной несовершенные законы, однако это не так. Наши нормативные документы ничуть не хуже тех, что действуют в странах Европы и Америки. Но тем не менее там выполняются десятки тысяч операций по пересадке органов, а у нас и до сотни не дотягивает.

- Проблема не в законе, а в его исполнении, точнее, в неисполнении, - продолжает Руслан Салютин. - Положения существующего законодательства соответствуют мировым стандартам. Основная претензия к нашему закону - существование презумпции несогласия. То есть без согласия родственника или пациента проводить изъятие органа, тканей от донора-трупа нельзя. Однако такая презумпция существует, кроме Украины, еще в 64% стран мира, где проводят операции по трансплантации. Только в 36% стран возможно изъятие органов и тканей без согласования с родственниками умирающего человека. Но оказалось, что количество трансплантаций и в тех, и в других странах - одинаковое. 

В Украине ситуацию можно изменить, если решить три ключевых проблемы, считает эксперт. Первое - это отношение общества к трансплантации и трупному донорству. 

Второе - финансирование (государственная программа "Трансплантация" с 2008 года  профинансирована на 55%). И третье - подготовка специалистов-трансплантологов (сегодня средний возраст украинского трансплантолога приближается к 60 годам). 

Но все это требует времени и планомерных усилий от каждого украинца и от руководства страны.

Рис. Валентина ДРУЖИНИНА.

МЫ НЕ УМЕЕМ ДУМАТЬ О ДРУГИХ

В большей степени тянет "вниз" развитие трансплантологии в Украине незрелое и извращенное общественное мнение.

- Наши люди не имеют элементарных представлений о жизни и смерти, о медицине, о том, зачем нужна трансплантация и как она осуществляется, - возмущается Руслан Салютин. - И поэтому возникают в обществе разные небылицы. Изменить представления за короткое время очень трудно. Во всем мире формированием социально направленного общественного мнения занимаются общественные организации. Но ни одна организация, ни один телеканал не пришел в наш центр и не предложил: давайте ролик сделаем о трансплантации. Все интересуются: а кого посадили, сколько "дали" врачам и т. д. Мы не обсуждаем дома на кухне вероятность донорства в критической ситуации. А потом удивляемся, почему у нас все так плохо?! Как говорил Джон Кеннеди: не спрашивайте, что Америка сделала для вас, спросите себя, что вы сделали для Америки. Точно также спросите себя: что вы сделали для медицины и трансплантологии в частности?

Потребность в органах растет год от года. Появляются передовые технологии искусственного выращивания донорских тканей (например, трахеи, кожи и других). И это многих обнадеживает.

- Мы еще не знаем, сколько будут стоить эти искусственно выращенные органы, - говорит Руслан Салютин. - А донорство в принципе экономически эффективно. Например, стоимость операции по пересадке почки вместе с послеоперационным курсом иммунносупрессоров в 3-4 раза дешевле, чем содержание пациента на гемодиализе. Причем после трансплантации почки человек возвращается к работе и нормальной жизни, а при гемодиализе он прикован к аппарату. 

Директор Координационного центра трансплантаций органов, тканей и клеток МЗ Украины Руслан Салютин.

В ТЕМУ 

"У церкви нет причин осуждать трансплантации по медицинским показаниям"

- Церковь не выступает против трансплантации по медицинским показаниям, - говорит епископ УПЦ Киевского патриархата Евстратий (Зоря). - Если только не затрагиваются моральные и этические проблемы. Но церковь против черной трансплантологии, когда люди продают, например, почку, чтобы заработать деньги. А когда пересадки органов происходят прозрачно, в рамках закона, с волеизъявлением донора или его родственников, когда нет коммерческой составляющей, то у церкви нет причин осуждать или высказывать негативное мнение.

В странах Западной Европы и США проводят больше трансплантаций, чем в Украине, и там эта проблема активнее обсуждается. Там активней и церковь призывает помогать ближним после смерти - быть донором. 

А В ЭТО ВРЕМЯ 

Дело врачей, торговавших глазами трупов, передали в суд

Алла ДУНИНА

Прокуратура Киевской области утвердила обвинительное заключение и передала в суд уголовное дело по обвинению в нарушении установленного законом порядка трансплантации органов человека. На скамью подсудимых сядут два руководителя местных отделений Киевского областного бюро судебно-медицинских экспертиз, а также заведующий патологоанатомическим отделением Боярской центральной райбольницы. 

Напомним, скандал разразился в конце июля этого года, когда стало известно, что медики изымают у покойников глазные яблоки без ведома родственников умерших и продают их для пересадки в одну из офтальмологических клиник столицы (см. сайт kp.ua). Как установило следствие, трое врачей на протяжении 2010-2011 годов незаконно приторговывали глазами. Чтобы доказать это, правоохранителям пришлось эксгумировать 26 тел. 

ВОПРОС РЕБРОМ

Где же правда?

Руслан Салютин попытался развенчать популярные мифы, сформировавшиеся вокруг трансплантации в Украине. 

Миф 1. Органы могут вырезать где угодно 

Даже если ваше согласие на посмертную донацию органов раздобудут посторонние люди, то извлечь и незаметно вывезти их из страны практически невозможно. Правоохранительные службы всего мира строго за этим следят. Невозможно найти человека в канаве и забрать у него орган. Никто не согласится рисковать здоровьем реципиента, пересаживая ему "некачественный" орган от непроверенного донора. Да и врач, выполняющий трансплантацию, должен быть уверен в законности полученного органа. По нашему законодательству предоставляемый орган должен иметь паспорт с медицинскими данными и информацией о биологической безопасности. А качественный забор донорского органа возможен только в лечебном учреждении. 

Миф 2. Вывозят органы за границу в контейнерах со льдом 

Транспортировка донорских органов за границу регламентируется нормами существующего законодательства, и незаконный вывоз карается значительными тюремными сроками. Кроме того, каждый изъятый орган имеет короткий срок жизнеспособности. Он не зависит от уровня консервирования и ограничивается несколькими часами, в среднем 4-6 часов. Из Украины органы просто нереально доставить за границу в качественном виде, а "просроченные" просто никому не нужны. 

Миф 3. Ткани забирают в морге без согласия родственников

- Никто из врачей не решится делать это неофициально, - говорит Руслан Салютин. -  Ведь есть даже поговорка: если знают двое, значит, будет знать и судья. 

Наживать себе неприятности патологоанатомы не станут, уверяет наш собеседник, поскольку родственники заберут тело из морга, увидят разрезы и пойдут в милицию. Гораздо проще взять согласие родственников, и все законно. 

Миф 4. Каждый может завещать свои органы

Увы, нет. Заранее в Украине это трудно оформить, потому что не работает Единая государственная информационная система трансплантации. Она стала жертвой хронического недофинансирования. А такая система в рабочем состоянии позволяет соединять информацию региональных центров трансплантации и баз изъятия органов (их в Украине примерно 110), что обеспечивает увеличение числа качественных операций.

Миф 5. У нас операции очень дорогие 

Это смотря с чем сравнивать. Если со средней зарплатой украинца, то дорогие. А если с затратами на подобные операции за рубежом, то в нашей стране они дешевле на несколько порядков. Например, при трансплантации почки (родственная пересадка) на препараты и операцию в Институте трансплантологии им. Шалимова потребуется примерно 80 - 120 тысяч гривен. В сложных случаях сумма может доходить до 150 тысяч. А если делать аналогичную операцию за рубежом, то цена стартует от 100 тысяч долларов. Кроме того, пациенту после возвращения на родину понадобится курс иммуносупрессивной терапии. А это еще как минимум 30 тысяч гривен в год. 

 

ЦИФРЫ

Сейчас в Украине в очереди на операцию стоят 5000 человек. Примерно 1500 из них нужна донорская печень, 1500 – сердце, 2000 - почки. Есть еще пациенты, которые ждут пересадки поджелудочной железы, кишечника, легких и других органов. Это только зарегистрированные больные! В реальности нуждающихся гораздо больше. Не имея финансовой возможности, они погибают.

КСТАТИ

За рубежом родственники погибших людей, даже весьма знаменитых, обычно без лишних уговоров соглашаются на донорство. Так, в конце августа этого года попал в автокатастрофу на Сицилии один из самых восхитительных теноров современности Сальваторе Личитра. Он не справился с управлением мотороллера и на полном ходу врезался в стену. Восемь дней врачи боролись за его жизнь, но звезда мировой оперы скончался не приходя в сознание. Родственники ни минуты не колебались и сразу же дали согласие на трансплантацию его органов.