Представляем 51-й альбом нашей коллекции - "Казимир Малевич"

О красном в теории супрематизма.

Казимир Малевич. Автопортрет (фрагмент), 1933 год.

О Малевиче многое придумывают. Кто, например, сказал, что он писал только геометрические фигуры? Как вам тогда "Скачет красная конница" (1928 год) - одна из его работ, которые так любили советские критики искусства? На линии горизонта, по пестрой, как дешевый коврик, земле скачут группами всадники в буденовках - действительно красные, причем на красных лошадях. Немного напоминает Петрова-Водкина... 

Впрочем, Малевич и не думал никого копировать. В искусстве он шел собственным, особым путем, и сам же придумал ему название - супрематизм. 

Супрематизм - это попытка свести образ к цвету, сочетанию цветов. Каждый цвет - это как нота в музыке, свой тон, настроение, значение. В определенных сочетаниях цвета превращаются в настоящую симфонию. Форма здесь вторична, это Малевич всячески подчеркивал. Поэтому-то и предпочтение отдавал исключительно простым геометрическим фигурам. Вот его автопортрет (1933): черный треугольник вершиной вверх - пиджак; два белых треугольника - ворот джемпера; красный овал - берет… Смысл именно в цветах, а совсем не в лице, вписанном в эти геометрические формы. 

Красный цвет у Малевича - символ страха и смерти. Кроме "Черного квадрата" у него есть и "Красный квадрат", менее известная работа. Как и черный, красный квадрат вписан в белое пространство. Но у него есть отличие - неправильная форма, правый верхний угол выдается вверх. То есть не квадрат это, а четырехугольник. И возник этот образ под впечатлением от рассказа Льва Толстого. 

В его "Записках сумасшедшего" описывается место, где Федор начинает испытывать смертельную тоску: "Чисто выбеленная квадратная комнатка. Как, я помню, мучительно мне было, что комнатка эта была именно квадратная. Окно было одно, с гардинкой - красной"... Вот и получается, страх смерти художник передал визуальным образом, тогда как Толстой - текстом. Вся разница...

Именно в этом и заключалась философия супрематизма. Передавать чувства, ощущения, эмоции не через предметы, а непосредственно зрителю. Человек смотрит и ощущает нечто подспудно - страх, волнение, радость, растерянность, хотя и не понимает смысла изображенного. А ведь любой художник именно эмоций и добивается. Даже когда пишет птичку на дереве или берег моря в закатном свете, то хочет пробудить чувства. Но визуальные образы, считал Малевич, это вторично, потому что они лишь копируют то, что уже создано природой. Чистое искусство должно быть абстрактно. 

Впрочем, Малевич был тем еще жуком. Бывало, вкладывал в свои картины один смысл, "заряжал" их одной тональностью, а когда его спрашивали - "что ты хотел этим сказать?" (никогда не задавайте такой вопрос настоящему художнику), просто прикалывался. 

"Это так же просто, как деревенская баба", - ответил он по поводу своего "Красного квадрата" на выставке в 1915 году. И картине дали второе название - "Живописный реализм крестьянки в двух измерениях". А в 1920 году Малевич объяснял друзьям по общежитию, что картина называлась "Сигнал революции". Очень удобно! Супрематизм, трактуй как хочешь… 

За подобное революционное творчество Малевича сделали красным комиссаром, направили к другому комиссару-футуристу - Марку Шагалу - в Витебск учить пролетариат искусству. Малевич даже книгу написал с истинно пролетарским названием - "Введение в теорию прибавочного элемента в живописи" (ее, правда, не напечатали). В 1935 году Малевич умер, русский авангард уже вовсю громил Сталин, которому такое искусство показалось враждебным и чуждым. Так об истинных мотивах Малевича и позабыли. 

Скачет красная конница, не раньше 1928 года.

А мотивы эти, надо сказать, действительно были и враждебными, и чуждыми. Малевич - художник-революционер - не понял революционеров-политиков, взявшихся перестраивать мир, который он пытался переосмыслить.  

Это очевидно, если понимать, что означал у Малевича красный цвет. И тогда так полюбившиеся советским критикам красные всадники, мчащиеся по линии горизонта, приобретают совсем иной, зловещий смысл. Как и красный берет на его собственной голове в автопортрете 1933 года…

В 1933 году художник узнал, что приговорен к смерти - у него нашли рак. И этот его автопортрет, и красный берет на голове, своего рода рефлексия - страх, и ожидание смерти, и предчувствие пустоты. Вот и вся теория супрематизма. 

Но обессмертил себя Малевич, конечно, "Черным квадратом" (1915 год). О том, что он означает, читайте в "толстушке". 

ВИКТОРИНА "КП"

Ответь на наш вопрос - и получи альбом "Малевич" 

Чье имя сейчас носит улица в Киеве, на которой родился великий художник?

1. Тельмана

2. Горького

3. Гринченко

4. Боженко

5. Ковпака

До 19 сентября отошлите на номер 7121 SМS с текстом 71art Х, где Х - ваш вариант ответа. Имена победителей мы назовем в номере за 22 сентября. 

Правильный вариант ответа на вопрос предыдущей викторины:  №3 - В Москве нет памятника Пикассо. Поздравляем Марину Жмурко из Киева.

*Стоимость сообщения для совершеннолетних абонентов всех национальных GSM операторов  на номер 7121 - 1,00 грн. Тариф указан с учетом НДС. Дополнительно удерживается сбор в Пенсионный фонд в размере 7,5% от стоимости услуги без учета НДС. Отправляя сообщение, вы даете согласие на получение дополнительной информации от компании ИД УМХ о ее услугах и услугах партнеров. Несоблюдение всех условий отправки SMS не гарантирует успешного оказания услуги. ЗАО "Украинские Радиосистемы", лицензия НКРС № 120093 от 16.05.2006 г. ООО "АСТЕЛИТ", лицензия НКРСУ АБ № 222715 от 17.11.2005 г. Лицензия Госсвязи серии АА № 720189, выдана ЗАО "УМС" 29. 12. 2004 г. Услуга предоставлена при техподдержке ООО "Издательский Дом УМХ". Телефон поддержки 0(44) 207-33-03.