Ледяная гора

Летим над океаном. Штурман объявляет: "Через двадцать минут Антарктида!" И вот первое её дыхание. "Айсберг!" Видим ледяную гору - осколок белого материка. Дальше видим уже стада айсбергов, потом крошево льда...

Тающий айсберг.

И толчок приземления. Толпа американцев, живущих в поселке Мак-Мердо, веселый обмен шапками, приглашение на обед, потом в кино.

А утром желающие посмотреть край Антарктиды отправляются на экскурсию.

Первая примечательная постройка - сарай, в котором хранились продукты и куда Роберт Скотт и его товарищи с Южного полюса не вернулись.

Последняя строчка дневника Скотта: "Ради бога, не оставьте наших близких".

С разрешения наших спутников я взял из ящика галету, пролежавшую на складе семьдесят четыре года. До сих пор эта реликвия Антарктиды бережно хранится у меня как память о суровом крае Земли.

В тот же день мы увидели стада тюленей. Они грелись на солнце возле трещины, оставленной пароходом, и совсем не боялись людей.

Третьим объектом внимания был вертолет, разбившийся три дня назад. "Погода была как в шарике от пинг-понга". Летчики потеряли ориентацию и врезались в лёд под острым углом. Двигатель сорвало с креплений. Винт погнулся. Но летчики остались невредимыми.

В конце дня "прогулки у края Антарктиды" значилось посещение пещеры внутри айсберга. 

Антарктида все время отдает океану сползающую толщу снега. Иногда эти горы уносятся течением или ветром, но иногда садятся на мель. Вода вымывает в толще айсберга ледяную пещеру. И мы осторожно спустились во "чрево" айсберга. Проход узкий. Идем согнувшись. Кажется, забираемся в рукавицу с густым белым мехом. Только мех холодный и хрупкий, чуть заденешь шапкой - сверху с шорохом падает белая бахрома колючих кристаллов. Пушистый потолок уходит вверх. Просторно. Идем в толщу айсберга. Снежные занавески, перегородки. Пещера нежно-голубого свечения - синий свет, фиолетовый, ночная чернота в глубине пещеры. Добираемся туда по скользкому ледяному полу. Глядим назад - ни в сказке, ни в кино, ни во сне никто из нас не видел этих холодных свечений. Люди в красной и темной одежде кажутся гномами, которым удалось забраться в средину волшебного камня…

В ледяной пещере.

СТАНЦИЯ Мирный стоит тоже на краю Антарктиды - пингвины с моря приходили поглядеть, как неведомые им существа строят на льду дома…

Из Мирного я много раз улетал вглубь Антарктиды. И всякий раз дивился бесконечности былого пространства, на котором не было ни единого темного пятнышка. С большого самолета, летевшего высоко, белый мир удалялся. А на двухмоторных машинах, летевших так низко, видны были снежные заструги. Но приборы в самолете показывали: летим на высоте четырех километров. Такова чудовищная толщина льда, накопленная Антарктидой.

По мере сползания льда к океану он трескается. Для тракторов это бездонные ловушки, и зимовщики очень боятся угодить в эту бездну.

У берега океана время от времени лед рушится, и образуются ледяные горы с названием "айсберги". Ветрами и течениями айсберги уносятся далеко в океан от мест их рождения. У меня хранится вырезка из газеты. В Индийском океане матросы увидели айсберг со странным черным пятном. Подплыли на шлюпке. Пятном оказалась часть домика в толще льда. Может быть, это был осколок базы, стоявшей на краю Антарктиды?

ПЛАВУЧИЕ горы океан получает в Антарктиде и Гренландии. Молодой айсберг в подводной части достигает высоты восьмидесятиэтажного дома. Нетрудно представить, какую опасность  эта глыба может представлять современному кораблю. Через полгода будет отмечаться столетие трагической гибели "Титаника", на борту которого находились 1500 погибших пассажиров.

Знаменитая катастрофа заставила следить за появлением айсбергов. Сейчас несколько специально оборудованных самолетов контролируют самый опасный для судов промежуток между Европой и Северной Америкой. Айсберги метят хорошо заметной краской, снабжают радиомаяками и локаторами.

Ледяные горы живут в океане около трех лет. Но каждый год весной появляются новые глыбы льда.

Каждый капитан, рулевой и штурман обязаны знать служебную памятку: "Помни о "Титанике"!".