МВД возвращает "письма счастья"

Могилев обратился к Николаю Азарову с просьбой вернуть автоматическую фотофиксацию нарушений ПДД.

МВД просит Кабмин подумать над тем, как узаконить былую фотофиксацию нарушений (в 2009 году, напомним, такую практику со скандалом запретила Генеральная прокуратура Украины. - Авт.). Да вот если раньше рассылку протоколов делали исключительно за превышение скорости, теперь "письма счастья" хотят рассылать даже за мелкие огрехи на дороге. Вчера текст обращения главного милиционера страны Анатолия Могилева к Николаю Азарову опубликовал сайт "Дорожный контроль".

НОВЫЕ ПРАВИЛА МОГУТ ЗАРАБОТАТЬ УЖЕ С 1 ЯНВАРЯ

Украинская ГАИ развиваться больше не может. Так считает Анатолий Могилев и просит Кабмин снова разрешить фиксировать нарушения на пленку. Для примера министр приводит опыт соседних стран - России и Белоруссии, где "письма счастья" никто не отменял, а также работу полиции Евросоюза. 

"Во всем мире автоматическая фиксация нарушения - обычное дело, - пишет главный милиционер страны. - В европейских странах на дорогах установлены сотни муляжей, которые дисциплинируют водителей. Для примера - в Вене установлены 300 муляжей, в которых работают только 50 приборов".

Чтобы все прошло без сучка без задоринки, министр МВД просит создать рабочую группу, которая и подготовит нужный законопроект в парламент.

Дальше - больше. Изучив работу полиции ведущих стран Европы, Могилев предлагает заставить водителей сначала платить штраф, а потом оспаривать протокол в суде. Мол, эта система себя показала в Евросоюзе, и каждый третий водитель возвращает деньги.

Письмо Могилева уже вызвало небывалый резонанс среди водителей, но в самом МВД комментировать новшества пока не спешат, говоря о том, что это только предложения. Что, правда, из достоверных источников нам удалось узнать: о возвращении "писем счастья" здесь думали давно.

- Еще полгода назад было поручение разработать механизмы, как перейти к европейским принципам патрулирования, - говорят источники в МВД. - Над этим работали специалисты министерства, департамента ГАИ, других ведомств. Уже есть четкая концепция. Мы хотим сделать, как в Европе, чтобы водитель всегда знал: за ним наблюдают. Проехал на красный, пересек две сплошные - получи конверт. Благо камер у нас хватает. Теперь дело за Кабмином. Думаю, с 1 января 2012 года в Украине заработают новые правила. 

Сейчас, чтобы выписать протокол, инспектор обязан остановить водителя. С нового года это будет не обязательно.

ВОДИТЕЛИ ПРОТИВ

Не успела правительственная переписка попасть в прессу, как юристы в один голос заявили: вернуться к практике рассылки "писем счастья" невозможно. Для этого нужно менять чуть ли не все украинское законодательство. 

- Все мы помним, что в 2009 году Конституционный суд Украины признал эти конверты  вне закона, ссылаясь на 61-ю статью Конституции: "Юридическая ответственность человека имеет индивидуальный характер", - говорит юрист Николай Лукьяненко. - Теперь давайте разберемся. В Украине отменили доверенность, следовательно, за руль авто может садиться кто угодно. И проследить это невозможно. Но 61-я статья Конституции говорит, что владелец транспортного средства не может быть оштрафован за то, что другой водитель превысил скорость на его машине. Нужно наказывать конкретно нарушителя. Но как это сделать? Простыми словами - чтобы разрешить "письма счастья",  нужно отменить 61-ю статью Конституции. Если это сделать, можно смело сажать в тюрьму хозяина квартиры, в которой убили или изнасиловали человека. Получается бред.

Возмущены подобными инициативами и водители. Они уверены: если автоматическую фиксацию вернут, их снова будут заваливать фальшивыми протоколами.

- Хорошо помню, какой был бардак, приходили фото, сделанные даже в фотошопе, - говорит таксист Семен Гордиенко. - Они не только хотят вернуть беспредел, так еще и запретить нам оспаривать протоколы в суде. Каждый понимает, чего стоит в нашей стране забрать деньги, которые уже уплатил. 

Фото Максима ЛЮКОВА. 

КОМПЕТЕНТНО

Эдуард БАГИРОВ, член общественного совета департамента ГАИ: 

- Письма, которые рассылались до 2009 года, не соответствовали никаким нормам, а приборы фиксации не имели сертификатов. На те же грабли МВД наступать уже не будет. Сначала подготовится законодательная база, а потом появятся "письма счастья". Если все сделать правильно, оспорить такой протокол будет очень сложно.

Что касается  механизма уплаты штрафов - здесь ничего нового. Это старый европейский опыт. К примеру, два года назад в Голландии был случай. 75-летней пенсионерке пришел штраф за то, что она на своем авто ехала по трассе 950 км/ч. Старушка первым делом оплатила штраф, а потом обратилась в суд. Оказалось, прибор вышел из строя, и деньги ей вернули.