На съемках "Тихого Дона" Герасимов доводил Быстрицкую до рыданий

В этом году классической экранизации романа Шолохова исполняется 55 лет, а ее создателю - 105

Кадр из фильма "Тихий Дон"

На фестивале российской культуры в Каннах отмечали юбилей великого режиссера Сергея Герасимова. Избалованная французская публика вместо того, чтобы нежиться на Лазурном берегу, в течение пяти часов смотрела фильм про страдания донских казаков.
 
В Каннах картину представляла исполнительница одной из главных ролей – актриса Зинаида Кириенко. Она рассказала "КП", как проходили съемки, и что сохранилось в ее памяти по сей день.
 
"АКСИНЬЮ ДОЛЖНА БЫЛА СЫГРАТЬ ЖЕНА РЕЖИССЕРА"
 
 - Герасимов собирался снимать "Тихий Дон" еще до войны, - вспоминает Зинаида Михайловна. –  Если бы тогда он запустился с фильмом, Аксинью сыграла бы его жена - красавица Тамара Макарова. Съемки пришлось отложить, но мечта о фильме про донских казаков, как заноза, сидела в голове режиссера. Когда я поступила во ВГИК на курс Герасимова, он сразу разглядел во мне исполнительницу роли Натальи. Я была естественной, "натуральной", открытой и очень провинциальной девушкой.
 
- Исполнителю роли Григория Мелихова – актеру Петру Глебову – на съемках фильма было за 40, а он играл молодого казака, первого парня на хуторе…
 
- Глебову делали очень сложный грим. Его не только "омолаживали", но и конструировали нос с горбинкой. Требовалась ювелирная работа гримеров, потому что у Глебова от природы нос "уточкой". Когда фильм вышел, на встречах со зрителями Глебова не узнавали. Это обижало его. На экране он - эдакий казачина с крепким хребтом. А в жизни – бонвиван, прекрасно пел под гитару, очень обаятельный мужчина, которым легко было увлечься...
 
- Вроде бы он и за вами ухаживал?..
 
- Кто ж не ухаживал за молодой и красивой… Но ему было 42 года, когда мы снимались и я воспринимала его как взрослого дядьку.
 
- Говорят, Герасимов был строгим режиссером: не забалуешь
 
- Он добивался от актеров того, что ему было нужно. Разными способами. Например, снимали мы сцену сватовства Григория. Появляется в этой сцене его отец Пантелей-хромой, которого играл Даниил Ильченко. Это было самое начало съемок и Даниил Иванович еще не научился прихрамывать. Пришлось сделать двадцать дублей и перед каждым Герасимов лично показывал Ильченко, как надо хромать.
 
А мог Герасимов и словом отстегать - в обидной форме, не стесняясь в выражениях. Так было с Линой Быстрицкой (исполнительницей роли Аксиньи – Ред.): у нее не получалась сцена, где Григорий и  Степан дерутся, а спрятавшаяся под телегу Аксинья в ужасе за ними наблюдает. Снимают крупный план, а у Лины в глазах не страх, а любопытство. Герасимов один раз объяснил Быстрицкой, что требуется, другой раз… А потом к-а-ак крикнет на нее, да так обидно, что Лина забилась под эту телегу и разрыдалась взахлеб. Герасимов говорит оператору Владимиру Раппопорту: "Давай снимай, - у нее как раз то состояние, которое нужно!"
 
Постельные сцены у нас никак не строились... Или представьте - южный зной, на солнце – плюс 50 градусов, а мы делаем бесконечное число дублей сцены, где Наталья идет из церкви и проходит через кордон пацанов. В ней снимались станичные мальчишки. Герасимов дал им реплики. Но они не актеры: то текст забудут, то засмеются невпопад. Боря Новиков, который играл моего брата, должен был одного из мальчишек по загривку треснуть и сказать "Говори да откусывай". На очередном дубле он возьми да скажи: "Говори да закусывай". Герасимов устроил страшный скандал из–за одного неверного слова, - дескать Боря только и думает о том, где бы выпить да закусить...Так что полувековой успех картины – это неслучайно. Режиссер каждую мелочь примечал. Записывали звук вживую. И если вдруг самолет пролетит, или петух не вовремя закукарекает – Герасимов сразу: "Стоп!" и снимает заново.
 
"Я НОЧЕВАЛА В КАБИНЕТЕ ШОЛОХОВА"
 
- В массовке было много настоящих станичников?
 
- Очень много.Съемки начались в Каменской Ростовкой области, а потом мы переехали на хутор Дичинский на Северном Донце. Казаки нас встретили настороженно, недружелюбно. И только, когда увидели, что работаем всерьез, прониклись уважением. Согласились приехать в Москву, где мы снимали свадьбу Григория и Натальи. В этой свадьбе участвовало 150 казаков с хутора Дичинский, они эту свадьбу и организовали, как у них положено. Герасимов лишь слегка поправлял. Поэтому и получился эпизод таким натуральным, - этого было бы не достичь с помощью мосфильмовских статистов. Для погружения в материал мы встречались с Михаилом Шолоховым, жили в его доме в станице Вешенская, я ночевала в кабинете Нобелевского лауреата.
 
- Вам тоже доставалось от Герасимова?
 
- Только однажды, когда мы репетировали сцену, где Наталья проклинает Григория – очень тяжелый, эмоциональный эпизод. Репетировали его в Москве. Я жила в ту пору у своей тети в квартире на Земляном валу. Накануне репетиции мы с сестрой решили покрасить волосы. Прихожу на репетицию с "новыми волосами" красивого орехового цвета, на всякий случай прикрыла голову косынкой. Потому что во ВГИКе студенток держали в строгости – даже губы не разрешали нам красить. Герасимов на мою косыночку внимания не обратил. Но когда на репетиции я стала выкрикивать проклятия и упала на стол в пароксизме страсти, платочек с меня и свалился. Я была очень собой горда, что сцена получилась. Вдруг вижу в сторонке лежит моя косыночка…
 
После репетиции Герасимов всех отпустил, а меня попросил остаться. И выдал по первое число за несерьезное отношение к профессии, за то, что я вместо подготовки к сложной репетиции занималась своими волосами... Но в отличие от Лины Быстрицкой, я не стала рыдать. В ответ сказала: "Не нужен мне ваш ВГИК с вашим "Тихим Доном"! Обиделась на него, что на репетиции рвала душу, а он вместо того, чтобы меня похвалить, придрался к моим волосам. Он не ожидал такой реакции. После этого ни разу на меня голос не повысил.
 
- Зачем на вас голос повышать - ваша Наталья кроткая
 
- Какая она кроткая! Почему-то принято считать, что казачий характер только у Аксиньи. Аксинья – кошка по натуре, кто ее погладит, с тем и живет. Быстрицкая такой ее и сыграла, не способной на верность. Дарья (эта роль досталась Людмиле Хитяевой) – "слаба на передок". А вот Наталья – настоящая русская женщина, которая в горящую избу войдет.
 
- Ходили слухи, что между актрисами Людмилой Хитяевой и Элиной Быстрицкой на съемках были непростые отношения…
 
- Соперничали они и спорили, у кого роль главнее и, кто из них красивее. Я была в стороне от этого. У Элины – характер будь здоров, но и Хитяева – очень заносчива. С Элиной Авраамовной мы до сих пор дружим. Недавно она мне предложила вместе исполнить казачьи песни. Будем петь на два голоса.