Кто нас кормит печеньем и шоколадками

"Комсомолка" продолжает разбираться, из каких стран к нам приезжают продукты, которые мы пьем и едим.

Сегодня мы поговорим о кондитерских изделиях, которые любят и взрослые, и дети.

СЛАДКИЙ РЫНОК

По данным информационно-аналитического агентства "Союз-Информ", объем украинского рынка кондитерских изделий в целом составляет 1-2 млн тонн, или 2-3 млрд долларов в денежном выражении. При этом рынок шоколада и шоколадных изделий составляет 10-20 процентов от общего рынка сладостей.

По данным международной исследовательской группы TNS, каждый украинец съедает в год около 2 килограммов шоколада, что приблизительно вдвое меньше восточноевропейского уровня потребления и в 2,5-3 раза меньше среднего потребления в Западной Европе. Но на этом рынке есть и настоящие рекордсмены: например, среднестатистический житель Швейцарии потребляет более 13 кг шоколадной продукции в год!

Специалисты отмечают, что на сегодняшний день рынок кондитерских изделий вырос практически до предела, и сегодня их производство продолжает расти, смещаясь в сторону более качественного продукта. Причем высокий уровень конкуренции среди отечественных производителей не только способствует повышению качества продукции, но и одновременно является контролем над ценовой политикой и гарантирует безопасность украинского рынка от некачественного импорта.

ШВЕЙЦАРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Экспорт шоколада и других продуктов с содержанием какао вполне сопоставим с импортом: в январе-мае нынешнего года мы продали 69 тыс. тонн, а купили 50 тыс. тонн. Правда, если экспортировали мы продукт по 3,2 доллара за кило, то ввозили по 1,3 доллара. Крупнейшими поставщиками шоколадных изделий в Украину являются Литва и Россия, но понемногу к нам везут шоколад чуть ли не со всего мира. Цены очень разные. Например, если из Швейцарии нам прибывает шоколадная продукция по 9,3 доллара за кило, то из Литвы - по 0,2 доллара.

Кстати, настоящего швейцарского шоколада в Украине до обидного мало - всего 0,08 процента от общего объема импорта в страну. Но мы свою тягу к этому изысканному продукту удовлетворяем за счет шоколадок, произведенных на территории Украины по технологиям из Швейцарии.

ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

Несмотря на то что украинцы в последнее время отдают предпочтение отечественным продуктам питания, коробки с импортным упакованным печеньем пользуются стабильным спросом, хотя, разумеется, разрыв в потребления импортного и отечественного печенья очень велик. Основной объем рынка приходится на печенье без начинки и каких-либо добавок. Эксперты считают, что это связано не с вкусовыми предпочтениями покупателей, а, вероятнее всего, с ценой: традиционно считается, что печенье не должно быть дорогим.

Украинские производители уже полностью накормили украинцев печеньем и даже, по данным Госкомстата, за первые пять месяцев текущего года успели продать за рубеж 35 тыс. тонн по средней цене 1,5 доллара за килограмм. Ввезли в Украину всего 1,4 тыс. тонны печенья, зато цена - вдвое выше. Неудивительно, что импортное печенье, представленное на полках наших магазинов, как правило, относится к высокому ценовому сегменту. Кстати, судя по информации Госкомстата, на полках наших магазинов представлено печенье из десятков стран мира: мелкими партиями к нам его везут из Бельгии, Португалии, Словакии, Франции и т.д.

Поставки в Украину вафель и пряников гораздо более скромные - соответственно 684 тыс. кг и 42 тыс. кг за первые пять месяцев 2011 года. Вафли к нам ввозились по средней цене 5,4 доллара за кило, пряники - по 3,7 доллара. Для сравнения: вафли мы продавали за рубеж по $2/кг, пряники - по $1,4/кг.

Общий импорт мучных кондитерских изделий в январе-мае 2011 года составил 8,4 тыс. тонн, и они к нам прибывают не только из Европы и Америки, но и из Китая, Кореи, Сирии, Малайзии, Тайваня, Японии и многих других стран.

 

СПРАВКА "КП"

Кондитерский рынок можно условно поделить на четыре типа потребления:

- для утоления голода (шоколадные батончики, вафли, шоколадные плитки);

- для чаепития (пряники, печенье);

- для потребления по выходным (вафельные торты, кексы, рулеты); 

- для праздничного стола (кремовые торты и пирожные). 

В ТЕМУ 

Сезонный товар

Одна из основных особенностей кондитерского рынка - ярко выраженная сезонность. Практика показывает, что новогодние праздники, День святого Валентина, 8 Марта сопровождаются всплеском продаж, которые в праздничные дни вырастают в среднем в полтора раза. Участники рынка отмечают, что, например, в канун Нового года покупатели наиболее благосклонны к экспериментам и часто отдают предпочтение необычным кондитерским наборам, которые помимо сладостей содержат мягкие игрушки, небольшие рюкзачки, маски, наклейки, игры и т.д. Продажи кондитерских изделий в упаковке с новогодней символикой в конце декабря вырастают до 90 процентов от общего объема поставок на рынок!

А вот пряники, как показывают опросы потребителей, больше всего популярны летом: когда потребление кондитерских изделий в целом несколько падает, для пряников наступает благодатная пора! Дело в том, что обычно пряники воспринимаются исключительно как продукт для чаепития, и, кроме того, основными их потребителями являются люди старшего и среднего возраста - молодежь отдает предпочтение этим кондитерским изделиям гораздо реже. Но в летнюю жару пряники переживают настоящий пик продаж, что связано с их потребительскими свойствами: они не требуют особых условий хранения и не портятся при высокой температуре, за что и любимы путешественниками и дачниками.

ПРОГНОЗ

В прошлом году цены на какао-бобы в мире выросли в среднем на четверть, и данная тенденция сохраняется. В связи с этим аналитики прогнозируют рост цен на шоколадные изделия и пересмотр некоторыми производителями собственной ассортиментной политики. Вероятно, в ближайшем будущем выпуск шоколадных изделий низкоценовой группы увеличится.

Какой шоколад любят украинцы* 

32% черный

43% молочный

20% безразлично, какой шоколад покупать

5% белый

* По результатам исследований компании TNS. 

СОВЕТ "КП"

Как правильно выбирать овсяное печенье 

Овсяная выпечка полезна не меньше, чем овсяная каша, но чтобы печенье из овсянки принесло пользу, нужно знать, как его правильно выбирать.

- Обратите внимание на упаковку - лучше, если она будет герметичной целлофановой.

- Откажитесь от печенья, продающегося на развес: овсяное печенье очень капризное, и стоит ему немного полежать на открытом воздухе с повышенной или пониженной влажностью, оно растеряет большую часть своих вкусовых качеств. 

- Покупайте печенье правильной формы: бесформенные лепешки с вмятинами и неровными краями говорят о нарушении технологии изготовления.

- Если в пакете много лома, это свидетельствует о том, что печенье было пересушено. В пакете весом 0,5 кг может быть не более 2-3 деформированных изделий.

- А вот цвет - самый ненадежный помощник при выборе овсяного печенья. И светло-коричневое, и темно-коричневое печенье могут быть одинаково вкусными.