Сверхподвижных детей приучайте к порядку

Как подготовить гиперактивного ребенка к школе, советует детский психолог Татьяна ДЕРКАЧ.

Активные игры на свежем воздухе и спорт - благо для гиперактивных детей.

УТИХОМИРИТЬ УРАГАН НЕПРОСТО

Причин развития гиперактивности немало. Но на первые места врачи выносят проблемы во время беременности - стрессы, волнения, страхи, напряженная работа, болезни. Существенное значение имеет и сам процесс родов. Как мама подготовилась, как протекали роды, были ли микротравмы, применялась ли стимуляция, наркоз. Все эти факторы могут стать пусковыми в развитии синдрома дефицита внимания и гиперактивности. 

Заболевание проявляется с пеленок. Гиперактивный младенец чрезмерно беспокойный, мало спит, 10-11 часов (в то время как здоровый новорожденный по 16-17 часов), постоянно капризничает, требует внимания. В дальнейшем, даже если сон нормализуется, он продолжает проявлять беспокойство, постоянно плачет, не успокаивается после кормления и прогулки. Как только ребенок становится на ножки, уже практически не ходит, а только бегает. 2-3-летнего непоседу невозможно оставить без присмотра ни на секунду. Он обязательно стянет скатерть, разобьет чашку, поломает игрушку, он ни на минуту не останавливается, цепляется за пороги, задевает дверь, стены, стол, часто падает. 

Есть непоседы и среди дошколят, и среди воспитанников младших классов. Если родители, воспитатели и учителя выберут верную стратегию, то к подростковому периоду гиперактивность пройдет.  

- Основные принципы общения с сверхактивными дошколятами: смотреть в глаза, говорить спокойно, не кричать, обязателен тактильный контакт (погладить, обнять). Таких деток не рекомендуется отдавать в садик рано. Если есть возможность, посидите дома до 5-6 лет. Подвижные малыши, как правило, требуют постоянного и напряженного внимания. И даже очень хороший педагог в самом хорошем специализированном садике не сможет уделить столько внимания вашему малышу - у него целая группа детей. 

КАК БЫТЬ В ШКОЛЕ?

И детсад, и школа для гиперактивного ребенка - испытание. Беда в том, что он не может сосредоточить внимание на воспитателе, делать какое-то одно дело. С ним возможен только контакт "глаза в глаза", на что способны далеко не все педагоги. Как быть?

- Ребенок не в состоянии быстро измениться и 1 сентября сесть за парту, сразу став спокойным и идеальным в поведении. В такой ситуации главное - познакомиться с учителем, донести до него, что ребенок гиперактивен, - советует Татьяна Деркач. - Ищите понимание. Если его нет, вам нужен другой учитель. У педагога много детей, если он не сможет с пониманием отнестись к вашему ребенку, ничего хорошего из этого не выйдет. Гиперактивные малыши не могут высидеть даже 30-минутный урок, могут встать и побежать, размахивать руками, что-то говорить. И за это нельзя ни наказывать, ни ругать. Учитель должен воспринимать ситуацию адекватно. 

- Но наверняка и с ребенком надо на эту тему говорить… Как?

- Используя самые простые слова: "Не принято в классе, когда идет урок, бегать и кричать. Ведь учитель очень старается что-то рассказать, ему тяжело это делать, когда ты бегаешь, и обидно. Кроме того, ты мешаешь другим детям и, пока бегаешь, прослушаешь что-то очень интересное. Поэтому, пожалуйста, веди себя, как и другие детки, и ты тоже узнаешь много нового, и учитель не будет сердиться". Чаще хвалите ребенка, когда он вел себя хорошо, подчеркивайте положительные моменты и давайте ему повод гордиться самим собой. 

И МНОГО-МНОГО ЛЮБВИ

Материнская любовь, бескорыстная, безграничная и безусловная, - самое лучшее лекарство для любого ребенка.

- Ребенка надо любить просто так, а не за что-то, - подчеркивает наш эксперт. - Обязательно лелеять, хвалить, одобрять успехи. Он посидел пять минут спокойно, подойдите, погладьте его и скажите: "Какой умница, посидел пять минут". Не бойтесь баловать ребенка. Гиперактивных детей невозможно разбаловать любовью. Также помогут и такие действия:

1 С самых ранних лет организуйте строгий режим дня. Для сверхподвижных детей это очень важно, ведь вокруг них и так много хаоса. Малыши четко должны знать, когда подъем, завтрак, обед, прогулки, занятия. Это их очень организовывает, дисциплинирует, помогает адаптироваться к социальной жизни.

2 Больше подвижных игр и желательно на свежем воздухе. Ребенок должен реализовать свою активность - побегать, попрыгать, покричать. Гуляйте с ним в таких местах, где это возможно.

3 Не давайте ему слоняться без дела. Все время находите какое-то занятие, пусть лепит, вырезает, рисует. 

4 Поддерживайте инициативу. Дети любят помогать родителям, хотя, конечно, делают это неумело. Тем не менее, если чадо проявляет желание помочь, усаживайте его рядом с собой, пусть смотрит, что-то моет, чистит, лепит - это очень хорошо.

5 Учите ребенка доводить любое дело до конца. У непосед есть такая особенность: они не могут сосредоточиться на одном действии, часто отвлекаются. Напоминайте ребенку, что любое дело принято доделывать до конца, так удобней.

6 Ограничьте общение с компьютером и телевизором. Мультики - довольно небезобидное занятие. Это серьезная нагрузка на глазные нервы и головной мозг, которая спокойствия не прибавляет. 

ВАЖНО!

Синдром дефицита внимания и гиперактивности - нарушение развития нервной системы. Призывать ребенка сосредоточиться или надеяться, что само рассосется, нельзя - заболевание лечится только под наблюдением невролога или психиатра, часто медикаментозно. Самолечение или пуск на самотек приводят к неврозам и психопатоподобным расстройствам.

Обязательно покажите малыша специалисту (неврологу и психиатру), если: 

- малыш не сидит на месте более 3-5 минут, совершает много лишних суетливых движений; 

- действия ребенка бесцельны, импульсивны;

- высокая возбудимость сочетается с нарушением внимания;

- патологически повышенная двигательная активность - главный признак заболевания. Ребенок постоянно на что-то натыкается, вечно что-то роняет, спотыкается и падает на ровном месте.