Долгое время старожилы отдаленного хутора Буда в Чигиринском районе считали поселившихся у них горожан сектантами. Их дома обходили стороной. Лишь через пару лет привыкли. Экопоселенцы, как они сами себя называют, - двенадцать городских семей (из Киева, Одессы, Никополя и даже из Польши) - перебрались жить в глубинку, построили жилища из натуральных материалов, каждую неделю проводят ярмарки и собирают вече. За восемь лет жизни на хуторе в этих семьях родились восемь малышей! Для вымирающего села - это настоящий демографический взрыв. А вот родные экопоселенцев их по-прежнему не понимают. Но уже и не осуждают. Теперь у местных обитателей еще одна радость - в их Буду стали приезжать туристы!
БЕГСТВО ОТ СИСТЕМЫ В РАЙ
Девятого июля на хуторе Буда праздновали восьмой день рождения экопоселения. Дату выбрали не случайно. Это день ангела первого ребенка, родившегося здесь. Елена и Сергей Пысьмак поселились в Буде десять лет назад. Через два года в семье родился сын Владимир, а еще через четыре - Сергей. Долгое время семья разводила лошадей, организовывала для приезжих верховые прогулки. Позже лошадей продали и решили заняться социальным проектом - открыть школу Монтессори*. На общие деньги купили землю, домик, который уже облагородили снаружи. Если все получится, в школе будут развиваться и расти четыре группы детей - от 7 месяцев до 14 лет. Необходимые знания Елена получает у американских педагогов в Киеве.
- Переезд в Буду - мечта моего детства, - признается Елена. - Все дети обычно ездили к бабушкам-дедушкам, а я - в пионерские лагеря. Тогда и начала мечтать: когда вырасту, у меня обязательно будет клочок земли, домик и лошадка.
У Нонны Дмитриченко, которая переехала в Буду с мужем и сыновьями четыре года назад, таких планов в детстве не было. Бросить квартиру в Никополе ее заставила тяжелая болезнь. Выжить с таким диагнозом в промышленном городе невозможно.
- Когда мы решились на переезд, родители возмущались, - вспоминает Нонна. - Говорили, что это глупости и у нас ничего не получится. Поначалу отец мужа даже подозревал, что мы сектанты. А сейчас родные смирились и приезжают к нам в гости.
Болезнь Нонны отступила вскоре после переезда в Буду. То ли помогло лечение соком яблок, крапивы и лука, то ли женщина и ее родные так сильно хотели, чтобы хворь наконец отпустила..
- А ведь первые два года мы столкнулись со всеми своими страхами, которые нужно было преодолеть, - говорит Нонна. - Иногда так хотелось прыгнуть в машину и навсегда уехать отсюда…
Еще одна семья поселенцев - Алексей и Татьяна Юрченко тоже испытали на себе негодование родных. Родители девушки-одесситки до сих пор не могут понять, как их дочь могла променять шикарную квартиру, карьерный рост, большую зарплату на глухомань, куда даже маршрутки не ездят! Впрочем, Алексей доказал и жене, и ее близким, что он хороший муж и может сделать счастливыми своих родных. С нуля он преобразил старую хату-мазанку, непригодную к жизни. А Таня планирует заняться зеленым туризмом, проводить пешие экскурсии…
Не первый раз мы узнаем об истории людей, которые решили разорвать с сомнительными преимуществами потребительского общества, в котором человек разрывается между карьерой, покупками и ужасной экологией. Даже название для них придумали - дауншифтеры. Но в отличие от обыкновенных украинских дауншифтеров наши герои уехали строить свою жизнь не на Гоа, а в украинскую глубинку. Оказывается, она тоже отлично подходит для гармоничного развития личности.
РОДОВЫЕ ПОМЕСТЬЯ
Нонна Дмитриченко - депутат сельского совета, она показывает планы, чертежи земель вокруг хутора.
- Здесь есть земли резерва, - говорит Нонна. - По закону каждый человек или семья могут взять по два гектара земли и создавать вокруг себя свой мир. Молодежь ведь сейчас в село не затянешь. Что здесь привлекательного? Пьянство, воровство, безработица, постоянное вмешательство в личную жизнь… Нам тоже поначалу удивлялись. Называли то белой, то черной сектой. Пока мы не доказали, что строим родовые поместья, в которых земля человеку не в тягость. Сейчас мы с арендаторами - партнеры. Надеемся, что своей идеей привлечем на хутор новых жителей, которые поймут, что жизнь здесь - это на самом деле рай на земле.
Поместья экопоселенцев - это участок земли площадью около гектара с садом, домом, лесом, небольшим озером. Они надеются, что здесь их потомки будут жить из поколения в поколение, улучшая все вокруг себя. Дважды в год экопоселенцы устраивают в Буде ярмарку. Продают экологически чистую продукцию, проводят концерты, мастер-классы, где рассказывают о своем способе жизни. Каждую неделю поселенцы созывают вече, на котором решают важные вопросы: как проложить дорогу, высадить лесополосу, защитить поля от пожаров, не допустить отравления полей химикатами. За свои деньги они отремонтировали клуб, где теперь проводятся все праздники, поет женский хор, работают кружки и швейная мастерская.
|
ЖИЗНЬ НА ХУТОРЕ В ДЕСЯТЬ РАЗ ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ В ГОРОДЕ
Цену деньгам экопоселенцы Буды знают. У каждой семьи есть свой мелкий бизнес. Кто-то живет за счет туристов, которым поселенцы сдают жилье. Другие получают прибыль со своей земли - продают экологически чистые продукты, травяные сборы. Поселенцы говорят: чтобы прожить на хуторе, денег надо в десять раз меньше, чем в городе. К примеру, семья Алексея и Татьяны Юрченко подсчитала, что на покупные продукты у них в месяц уходит около 400 гривен. Все остальные продукты они заготовят для себя сами.
Обрабатывают землю поселенцы тоже по особому методу. Вместо того чтобы вспахивать, копать землю, они разделяют огород на узкие грядки, между которыми делают дорожки. На них складывают сорняки, пищевые отходы и топчутся по ним весь сезон! В итоге осенью получается компост для грядок, который делает их пышными без вспахивания. Свои дома они не ограждают заборами. Говорят, что сад не любит сквозняков, поэтому по периметру высаживают много деревьев, которые становятся живой оградой для фруктовых стволов. Для защиты урожая экопоселенцы используют только биопрепараты, смеси полезных бактерий. Пример для них - технология выращивания растений австрийского агрария - революционера Зепа Хольцера. Он умудрился на 45 гектарах земли, которая находится на высоте 1500 метров над уровнем моря, при средней температуре +5 выращивать апельсины, лимоны, мандарины. Однажды Хольцер приезжал в Украину. Увидев наши земли, он сказал, что если бы австрийцы имели такой клад, то уже давно стали бы самыми богатыми в мире. Похоже, слова австрийца экопоселенцы восприняли как сигнал к действию и теперь пытаются работать на земле по его методам.
МЕЧТАЮТ О НОВЫХ СОСЕДЯХ
- Мы возрождаем ремесла, - говорит Татьяна Юрченко - Кто-то занимается деревом, другие плетут из соломы, вышиваем обереги, делаем старинные куклы-мотанки.
Экопоселенцы уверены: пространство спасает их от соблазнов. Их будильник - пение птиц.
- Для меня вернуться в город - значит уехать в тюрьму, кабалу, беспросветность, - размышляет Алексей Юрченко. - Здесь я свободнее, не знаю, что такое стресс. Я вдохновляюсь работой на земле, порой так увлекаюсь, что даже могу не есть целый день. Просто не думаю об этом.
Кстати, привычных городским жителям телевизионных каналов экопоселенцы не смотрят. Телевизор у них - только для просмотра хорошего кино, которое хотелось бы обсудить со всей семьей. Дети поселенцев обычную школу посещают редко - учатся по дистанционной и экстернатной системе обучения. Получают от учителей задания и готовят уроки дома. При этом оценок ниже восьми баллов в табеле у них нет.
Сейчас экопоселенцы мечтают о том, чтобы у них появилось больше соседей, единомышленников, которые, как и они, будут вести здоровый образ жизни. А еще приглашают к себе в гости, где можно поработать на земле, заодно отдохнув от городской суеты.
* Школа Монтессори - учебное заведение, основанное на системе педагогического воспитания, предложенной в первой половине XX века итальянским педагогом, ученым и мыслителем Марией Монтессори. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребенку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.