Алексей Петренко: "Гаишники просили меня молчать, а сами распространили ложь про мою жену"

73-летний народный артист России признался "КП", что у них с Азимой растет четырехлетняя дочь, и рассказал о том, что в последнее время омрачает их жизнь в Москве.

Алексей Петренко на пороге своей баньки, выстроенной недавно под руководством его Азимы.

Женитьба актера Алексея Петренко на восточной женщине - Азиме Абдумаминовой - заинтриговала многих. Свою невесту, этническую узбечку, и двух ее младших дочерей Алексей Васильевич перевез год назад из Бишкека (как раз тогда в Киргизии бушевала революция). А через полгода сыграли свадьбу. Как рассказывали очевидцы, Москва давно не видела таких ярких и многонациональных торжеств.

Молодоженов поздравляли в грузинской хинкальной на Арбате. Из Киргизии прилетела мама невесты, из Украины - родня жениха. Пели песни на греческом, грузинском, узбекском. Эммануил Виторган был тамадой. Молодая жена актера признавалась, что батька (так она обращается к мужу дома) широко раскрыл объятия и сказал ее детям: "Все мои". А их у Азимы Расуловны четверо.

Со стороны казалось: вот она, абсолютная семейная идиллия. Как вдруг месяц назад в милицейских сводках появилась тревожная новость. 4 июня сотрудники ДПС подмосковной Балашихи задержали Азиму Абдумаминову за нарушение правил дорожного движения. Вроде бы она пересекла на автомобиле двойную сплошную линию. Еще, уверяли сотрудники полиции, от нарушительницы пахло спиртным, и Азима якобы оказала блюстителям порядка сопротивление, отбиваясь кулаками и сумкой. Пришлось им "применить физическую силу и спецсредства", то есть наручники, согласно закону "О полиции".

Следом в СМИ появилась совсем уж скандальная информация о том, что жену Петренко на ее родине в Киргизии обвиняют в крупных растратах. Мол, после госпереворота (Азима была сторонницей экс-президента Бакиева) она покинула свой пост директора "Кыргызфильмофонда", прихватив с собой два груженных добром "КамАЗа". А из фильмофонда пропали видеокамеры, проекторы, ноутбук...

Много чего еще написали. В то время как ни сама Азима, ни Петренко ничего о себе не рассказывали, от комментариев отказывались, будто и сказать им нечего. Но для "Комсомолки" Алексей Васильевич сделал исключение. Уж больно разбередила его эта травля, признался актер.

"Филюшкин настаивал, мол, "этим черным нельзя верить"

- А как не прореагировать, когда пишут: "Супруга Петренко представилась мужчиной"... Потом в другой газете: "Жену Петренко обвиняют в растрате миллионов", - так начал свой рассказ Алексей Васильевич. - Еще было напечатано, что это Азима избила гаишников, а не они ее… За последний месяц публикаций было через край. Начни я вдруг свою пиар-кампанию - не добился бы такого результата...

Однако по порядку. Про то, что сотрудники ДПС Балашихи остановили автомобиль моей жены, вы знаете. А что было потом, сейчас вам расскажу. Кстати, вам - первой. На самом деле никакого нарушения не было. Потом сами же полицейские это признали. И от жены пахло не алкоголем, а валокордином. Накануне мы привезли свою старшую дочь Зарифу из клиники Леонида Рошаля - у девочки постоянные обмороки. Как раз, когда Азиму задержали, она ехала за лекарствами для дочери. В квартире остались больная Зарифа и наша младшая дочь.

Жена обо всем этом сотрудникам ГИБДД рассказала. Но когда они увидели права и паспорт Азимы, а они у нее киргизские, сразу сделали выводы, что она здесь нелегально, регистрация липовая...  Обрадовались, поймали преступницу! И начались такие оскорбления, что мне стыдно произносить…

- Уж говорите как есть.

- Ну как? Самые деликатные слова были: "Вы, черные, все одинаковые. Понаехали тут. Ты еще не знаешь, что мы с тобой сделаем…" Час жену мурыжили на улице, требовали, чтобы с ними куда-то поехала. Да опасно с такими ехать! Ну представьте: трое взрослых мужчин. Хоть и в милицейской форме, но ведут себя как шпана, представляться отказываются. Уже потом мы выяснили, это были инспекторы ДПС - старший лейтенант Шмелев, капитан Филюшкин и капитан Кудинов.

Она попросила отпустить ее домой. Куда, мол, денусь без прав, машины и документов? Дом рядом, терпеть издевки было невыносимо. Она пошла к детям, дэпээсники ее догнали, сбили с ног, заломили руки повалили на землю. Филюшкин - самый активный - пнул ногой так, что у Азимы до сих пор ссадины. И в наручниках запихнули в машину. А наручники так затянули, что вены едва не полопались.

Боль адская, а Филюшкин (как выяснилось позже, начальник по кадрам в ГИБДД Балашихи) говорит: "Этим черным верить нельзя, видно же - она пьяница и аферистка". Кудинов, самый сдержанный из них, все же снял наручники и предложил, мол, давайте оформим и отпустим. А Филюшкин: "Да ее надо по полной раскручивать, поехали в наркологию". Азима взмолилась: "Дети одни дома, нужны деньги - возьмите".

Кстати, они все снимали на видео, но, вероятнее всего, только выгодную для себя сторону. Видно, методика у них отработана. Их трое, она одна, свидетелей нет. Повезли в наркологическую клинику для освидетельствования.

- Азима сказала им, что она - жена народного артиста Алексея Петренко?

- Зачем? Будто без Петренко она и не человек. Или муж - визитная карточка?

- А вы где были в это время?

- Сидел на даче, не слышал телефонных звонков. Когда она мне дозвонилась - через два часа, уже была в наркологическом диспансере. Сперва я и не понял, за что ее задержали. Они так себя вели, будто она человека сбила.

- Вас узнали?

- Узнали, конечно. Забегали, засуетились. С Азимой стали по-человечески разговаривать. Четыре раза заставляли ее дышать в трубку на наличие алкоголя. Результат был отрицательный. Через две недели пришли ее анализы на наркотики - и наркотиков не обнаружилось.

Еще в диспансере сотрудники местного ГИБДД попросили меня не предавать произошедшее огласке. Сказали, что вернут права, если Азима напишет расписку, что у нее нет к ним претензий. Мы, наивно, по-глупости, эту расписку дали. Лишь бы забыть гнусную историю, которая длилась более четырех часов! Но права нам в тот день не вернули. А две недели спустя, после результата анализа, к нам приехал с извинениями начальник отдела ГИБДД УВД по городскому округу Балашиха полковник милиции Александр Николаевич Ягупа. Он вернул права и просил прощения за своих "орлов". Между прочим, ни один из них перед Азимой не извинился.

С прежней женой, Галиной Кожуховой, Петренко прожил больше 30 лет. Когда ее не стало, поначалу растерялся: как жить дальше?

- Вашу жену унизили, оскорбили. И вы готовы простить за одно извинение...

- Во-первых, я дал слово никуда не жаловаться. Во-вторых, растравлять эту историю не хотелось, нельзя подбрасывать поленья в костер. Гнев - это страшный грех. А мне бы хотелось погасить ненависть, я пытаюсь жить по христианским законам. Каждый верующий знает: если Бог посылает испытания, значит, он не забыл тебя.

- Но вы же мужчина!

- Если бы так называемые полицейские не были в форме, я бы сделал свои выводы как мужчина. Постарался бы ответить им за издевательства над женой. Но человек в форме - он ведь на службе. Раньше, в старые времена, за такое на дуэль вызывали. А сейчас - устраивать кулачные бои? Ну навалял бы я им, а может, они - мне.

Но что отвратительно: через три дня, когда прошел срок законного медосвидетельствования побоев, на сайте ГУ МВД по Московской области появилась их версия. Нас попросили молчать, чтобы не портить молодым полицейским карьеру, а сами же и распространили ложь, что "пьяная жена Алексея Петренко избила полицейских". Она их избила! Хотя в травмпункте Азиме сделали рентген, есть справка. А получается, мы молчим, потому что виноваты.

По-моему, мужчина должен держать слово. Их было трое мужчин, куда делось их слово? Это уже хитрованство. И чтобы наконец погасить эти разговоры, я вам рассказал, как было дело. Тем более у Азимы - родня в Киргизии, в Узбекистане. Они тоже читают эту клевету и болезненно переживают.

- Зря вы в суд не подали… 

- Не дай бог попасть в руки к таким полицейским. Особенно людям с неславянской внешностью, как у моей жены. Могу только их пожалеть. И огорчиться за моих соплеменников. Они дискредитируют милицию, которая теперь называется полицией. Эти переименования напоминают бородатый анекдот, когда начальник отдела кадров на заводе говорит: "Я раньше работал в публичном доме. У нас, когда не выполняли план, меняли не станки, а кадры".

"БУДУ СЧАСТЛИВ, ЕСЛИ БОГ ДАСТ ЕЩЕ РЕБЕНКА"

- А что за байки про "КамАЗы" с добром, которое ваша жена вывезла из "Кыргызфильмофонда"?

- И я ее спрашиваю: "Азимушка, куда дела "КамАЗы"? Ко мне-то приехала лишь с двумя чемоданами и с двумя детьми!" (Смеется.) Я эти наветы объясняю человеческой завистью. В Киргизии сменилась власть, Азима занимала руководящую должность при правительстве Бакиева, потом работала директором госфильмофонда. Она успела 

уехать из страны, и противники ее теперь грязью поливают. Была бы она сейчас в Киргизии - выясняла бы со своим адвокатом эти вопросы в суде.

- Алексей Васильевич, и все-таки как же вас угораздило в зрелом возрасте жениться на женщине из Киргизии да еще с четырьмя детьми?

- Азима и ее дети - это моя семья. Вот видите фотографию (Петренко показывает мне семейный портрет). Тут все: я, Азима, дети, внуки... семья, не правда ли? Причем семья интернациональная. Сестра Азимы замужем за норвежцем, у ее братьев жены русские. У другой сестры муж - туркмен. У сына жена - киргизка. У дочки муж - русский. А я - украинец...

Что же касается "как меня угораздило"... Нам с Галиной Петровной (жена Алексея Петренко Галина Кожухова умерла два года назад. - Ред.) Бог детей не дал. Хотя мы всегда мечтали о ребенке, как в русских сказках, жили-были старик со старухой, надеялись, что Бог подарит им сына или дочку… Не дождались. Галя болела долго и тяжело, в последние годы особенно. А когда ее не стало, я вообще растерялся. Выбор-то впереди небольшой: одинокая старость и болезни. И Господь будто услышал. У нас с Азимой есть дочь. За это я очень благодарен ей. Хотя ко всем ее детям и внукам отношусь как к родным. Мы счастливы - может, это и раздражает, вот и распускают о нас небылицы.

Когда мы с Азимой решили жить вместе, я поставил ей жесткое условие: или ты продолжаешь работать, заниматься своей политикой, или ты - моя жена. Жена по домострою. Будешь и дом вести, и моими делами заниматься как директор. Азима выбрала второй вариант, сказала: муж - моя родина. В нашем доме без моей воли ничего не происходит. 

- Ваша покойная жена, известная журналистка Галина Кожухова, по-моему, была совершенно другой. Писала о театре в главной когда-то газете "Правда". Но тоже бросила все и стала вашим директором…

- Все точно так. Она была и женой, и моим директором, и прекрасной хозяйкой. Мы с Галюсей были неразлучны.

Алексей Петренко с женой Азимой и дочкой Алей. Рядом - средняя дочь Зарифа. На заднем плане (слева направо): зять Азимы Олег с сыном Русланом и ее старшие дети - Давран и Зарина.

- Азиме в этом смысле, наверное, проще. Все-таки по мусульманским традициям жена должна подчиняться мужу...

- Это только кажется, что проще, - неожиданно вступила в разговор Азима Расуловна, которая до того была "отправлена" на кухню. - Последние 15 лет я была самостоятельной женщиной. На работе начальница, в семье и за бабу, и за мужика. Деньги зарабатывала, детей воспитывала. А теперь я домохозяйка. И у меня происходит перестройка на клеточном уровне. Но хозяйка из меня неплохая получается, правда, Алексей Васильевич? Мужа, кстати, поначалу называла, как у нас принято в Киргизии, по имени-отчеству и на вы. Он меня с трудом от этой привычки отучил.

Петренко: - Что еще в Азиме ценно - в ней нет ревности к Галине. Она мне помогает делать книгу о покойной жене. Галюся была очень яркая, красивая, друзья в шутку называли ее Клепой, не только потому, что она была метр с кепкой, это прозвище от имени Клеопатра. Называли еще ее "Симона Синьоре". У нее такой же разрез глаз. Кто только не был в Галюсю влюблен до ее встречи со мной. Валя Гафт, Сергей Юрский, Паша Луспекаев, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский! А повезло мне. Мы 31 год прожили вместе. Я был счастлив с Галюсей.

- Алексей Васильевич, завершу разговор традиционно: где снимаетесь?

- Только что закончились съемки 24-серийного фильма "Петрович", проект Дэвида Гамбурга по заказу НТВ. Мой герой - Петрович - высококвалифицированный юрист. Вышел на пенсию, организовал свою адвокатскую контору. Он берется защищать людей только после собственного расследования. По-моему, получилось интересно. Недавно снимался у Бекмамбетова - он продюсирует кинопроект "Елки-2". Сыграл летчика, командира корабля. То ли Бог силы дает, то ли Галюся оттуда (показывает на небо. - Ред.) помогает, да и ответственность перед большой семьей мобилизует. Я должен достойно своих детей довести до ума. И буду счастлив, если Бог даст нам еще ребенка…

P. S. ОТ АКТЕРА ПЕТРЕНКО - ТЕМ, КТО ПИШЕТ НЕПРАВДУ

"Хотелось бы обратиться через "Комсомольскую правду", чтобы наши СМИ, опубликовавшие непроверенную и оскорбительную информацию, и наши правоохранители, выставлявшие на свой сайт лживое сообщение, проявили себя как истинно благородные русские люди, принесли свои извинения оскорбленной гражданке другого государства и дальше жили бы по совести. Как люди.

Народный артист России, лауреат госпремий России А. В. Петренко".

Фото автора и из семейного архива. 

А В ЭТО ВРЕМЯ 

Извинятся ли инспектора Филюшкин, Шмелев и Кудинов?

В июне, сразу после инцидента в Балашихе, на сайте ГУВД Московской области появилось официальное заявление, в котором излагалась версия инспекторов ДПС. Там говорилось, что "Шевроле" двигался по встречке, что инспекторам пришлось остановить машину. Якобы от женщины-водителя пахло алкоголем. Далее подробности погони, признание стражей порядка, вынужденных "применить физическую силу и спецсредства"...

Позже заявление, разлетевшись по Интернету, исчезло с сайта ГУВД. А официальные представители стали уверять, что никто ни к кому претензий не имеет. 

Все это выглядело странно. И теперь, когда мы позвонили в пресс-службу областного ГИБДД, нам повторили: ничего не было, а скандал раздули СМИ... Нетрудно сделать вывод: инспектора Филюшкин, Шмелев и Кудинов извиняться перед женой артиста Алексея Петренко Азимой Абдумаминовой не собираются...