Незадолго до того как быть схваченным, Брейвик позвонил в полицию: "Дело сделано"

Обложка "трактата" Брейвика

Психиатрическая экспертиза Андерса Брейвика начнется в конце этой недели. На это же время запланирован и очередной допрос, на котором в очередной раз будут выяснять - были ли у норвежского стрелка сообщники.

- Но почему ему выдали разрешение на винтовку? И на эти страшные разрывные пули, которыми он пользовался? – спрашиваю полицейского юриста Пола Фредрик-Йорта Краби.

- Вероятно, выяснится, что не будь у него такой винтовки, с другим видом оружия он причинил бы меньше несчастий, - сказал полицейский. – Но все это покажет расследование, я пока не готов сказать.

В понедельник похоронили еще одну жертву норвежского стрелка – 17-летнюю приезжую из Турции. Приехал министр внутренних дел этой страны. Людей собралось около 2000 – так что для церемонии прощания даже арендовали спортивный стадион.

В больницах остаются еще 22 раненых, 16 – в очень тяжелом состоянии. А всего после взрыва дома правительства и расстрела на острове Утойя в больницы привезли 153 раненых. Плюс, напомню, 77 погибших – вот итог того дня, 22 июля. И когда Брейвик понял, что его вот-вот возьмут, он позвонил в полицию со словами: "Работа сделана".

Предвыборная кампания, которая вообще-то давно должна была начаться, стартует 13 августа. Политики уверяют, что она будет спокойной. Хотя, возможно, людям и стоило бы высказаться: все-таки вопрос, который поднял Брейвик – Норвегия для норвежцев, - в той или иной степени будоражит мозги. К слову, среди убитых на острове молодых людей 15 были списках кандидатов на должности в районные и областные органы власти.

В здании же правительства, которое взрывал Брейвик, в тот день на работе было 190 человек. Хотя обычно – порядка 1600. Благодаря этому жертв оказалось меньше, чем могло бы быть в другое время года: большинство людей разъехались в отпуска. Кроме того, как мы уже рассказывали, часть мощности взрыва взял на себя подземный гараж и переход между правительственными зданиями, о существовании которых Брейвик не знал.

На мой вопрос – неужели и впредь будет столь же легко незнакомой машине проехать к зданию правительства или парламента, начальник штаба полиции в Осло Йохан Фредриксен сказал:

- Конечно, с точки зрения демократии любой может проехать столь близко к зданию власти. Однако мы не должны быть наивными. Надо найти баланс между демократией и безопасностью общества.