На "Черноморце" работают в три смены, а на "Московской" – новые купола

До Дня города остался ровно месяц. "КП" узнала, как идут дела на объектах, которые планируют сдать к 217-й годовщине Одессы. Известный закон Мерфи гласит: "Ничто не строится в срок и в пределах сметы". Поэтому умные строители сами устанавливают для себя сроки сдачи объектов. Если эти сооружения значимы для Одессы, то лучшей даты, чем день рождения города, не придумаешь.

Открытие главного стадиона города – не за горами.Фото автора и Алексея Кравцова.

Стадион с новым именем
Сегодня совершенно очевидно, что открытие главного стадиона города – не за горами. Строительство на площадке кипит: вокруг объекта уже монтируют тротуары, параллельно возводят трибуны и ухаживают за полем, купленным еще два года назад. То, что стадион откроют именно ко 2 сентября, владелец ФК "Черноморец" Леонид Климов обещал лично президенту Януковичу:
– Я давал обещание президенту страны и руководству города, что стадион будет готов к этому времени, – отмечает Климов. – Мы делаем для этого все возможное, работаем в три смены без выходных.
В створе улицы Греческой, над старыми домами, стоящимися на Канатной, уже видны трехэтажные трибуны. Стадион не только подрастет, но и полностью изменит свой облик. От бывшей спортивной арены ЧМП останется лишь входная арка, через которую на матчи сначала "Пищевика", а затем "Черноморца" ходили еще наши прадедушки. Теперь мест станет намного больше – новые трибуны рассчитаны на 34 тысячи зрителей. Появятся также невиданные для одесских болельщиков удобства – семейные ложи со своими кухней и туалетом, рестораны, кафе, спортивный центр с 25-метровым бассейном, помещениями для бокса, аэробики, настольного тенниса, сквоша, борьбы и танцев.
По-видимому, все это вряд ли появится сразу же. Но все же 2 сентября Одесса получит свой подарок, пусть даже и по частям. А первая игра, по словам Леонида Климова, состоится чуть позже:
– Нам нужны еще месяц-полтора, чтобы прижилось поле. А в конце октября – начале ноября, я надеюсь, руководство страны посетит первый матч, который здесь пройдет, – уверяет хозяин главной команды города.
Пока же болельщики "Черноморца" обсуждают на официальном сайте команды не только строительство, но и новое название футбольной арены. Среди лидеров – центральный стадион "Черноморец". За ним следуют – Black Sea Arena, стадион имени В.Е. Прокопенко, Южная Пальмира, Black sea pearl, ЧМП (в смысле – Черное море парк).

Торт ко дню рождения
Не так давно гуляющих по Дерибасовской пугали объявления: "Не ходить! Возможны обрушения декора!", развешенные на строительных заборах вокруг одной из самых красивых гостиниц Одессы – "Большой Московской". Сегодня здание возрождается, и новый его силуэт, напоминающий многослойный торт, может оказаться достойным подарком ко Дню города.
Еще в марте этого года руководитель фирмы-подрядчика по восстановлению "Большой Московской" Руслан Тарпан дал обещание городским властям полностью закончить фасады гостиницы ко 2 сентября. И хотя большая часть лепного декора здания была утрачена, многие элементы модерна восстановлены, и сегодня уже находятся на прежних местах. Так, верхушку здания украшают купола, выполненные под старину. В отличие от оригинала, восстановленная гостиница выросла на два этажа.
– Думается, ко 2 сентября фасады мы успеем закончить, – говорит ведущий архитектор строительства "Большой Московской" Михаил Повстанюк. – Работы идут полным ходом. Но говорить об окончательных сроках сдачи объекта я пока не берусь. В любом случае, новая гостиница станет одним из любопытнейших зданий исторического центра Одессы.
– Будут, наверное, и противники ее нового облика, но многим, я думаю, она понравится, – заключает архитектор.

Фуникулер на Приморском бульваре – еще одна из местных достопримечательностей
Эксплуатация стала очень дорогой.

Дорогой фуникулер
Фуникулер на Приморском бульваре – еще одна из местных достопримечательностей, которую могут "обратно подарить" Одессе на день рождения. Впервые вагончики вдоль Потемкинской лестницы начали подниматься еще летом 1902 года. В 1970-е годы фуникулер заменил эскалатор, но спустя более века, опять-таки ко Дню города, два вагончика вновь неспешно поползли от Приморской к памятнику Дюку.
В мае этого года фуникулер вновь был закрыт. По официальной версии – из-за отсутствия денег на ремонт.
– Подъемники фуникулера произведены в Европе, – говорит замдиректора по эксплуатации КП "Одессгорэлектротранс" Виталий Троянский. – Мы вынуждены ставить на них отечественные подшипники, из-за чего эксплуатация стала очень дорогой.
В этой ситуации оставлять проезд в фуникулере бесплатным оказалось невозможным. По мнению директора департамента транспорта горсовета Александра Сошенко, выход можно найти в сдаче фуникулера в аренду частным предпринимателям, которые смогут ежегодно тратить на его эксплуатацию миллион гривен. Сколько будет стоить проезд, пока неизвестно, цену определит новый арендатор.
При полной неизвестности о стоимости проезда и новых арендаторах, чиновники убедительно ответили только на один вопрос – о сроках нового запуска фуникулера. По словам Виталия Троянского, фуникулер обязательно заработает 2 сентября этого года, но проезд уже будет платным.
Пока же, в разгар туристического сезона, вагончики, которые могли бы принести в казну города немалые доходы, все еще закрыты, а гости города, палимые южным солнцем, бредут вверх по раскаленной Потемкинской лестнице.