Херсону, можно сказать, повезло – он, несмотря на свою относительную молодость, чаще других отечественных городов встречается во всевозможных словарях и энциклопедиях с приставкой "впервые". Из школьного курса истории наверняка вспомнится, что первый российский пароход "Елизавета" (он еще был с кирпичной трубой) был спущен на воду в 1815 году в Санкт-Петербурге. Приписана "Елизавета" была к Северной столице, и курсировала между Питером и Кронштадтом. Но вот мало кому известно, что первый речной пароход появился в Херсоне. Спустя всего семь лет после спуска "Елизаветы" – в июне 1822 года – в молодой и еще не готовый к встрече больших судов херсонский порт вошел небольшой пароход.
– Это крошечное суденышко встречали всем городом, – рассказывает краевед Виктор Пиворович, – ведь жители воспринимали его как настоящее чудо. Это было вспомогательное судно Черноморской эскадры, и к речной эксплуатации, оно, в общем-то, приспособлено не было. Настоящий речной пароход появился в Херсоне год спустя. В 1823 году в Киевской губернии, в имении графа Воронцова на реке Ольшанка была спущена на воду "Пчелка" – первый речной пароход. Спустя год испытаний его через днепровские пороги переправили в Херсон, где он и приписался. Малыш мощностью всего в 25 лошадиных сил переправлял пассажиров на строящиеся верфи в Николаев.
АВТОМОБИЛИ ПЕРЕТАСКИВАЛИ ЛОШАДИ
На заре автомобильной эры, в начале минувшего века, единых правил дорожного движения в Российской империи не существовало. Высочайшим разрешением каждой губернии позволялось самостоятельно определять и утверждать правила в соответствии с особенностями и условиями региона. Но никто этого не спешил делать. И только в 1909 году (когда были приняты единые общеевропейские правила дорожного движения), после нескольких несчастных случаев и жалоб обывателей, власти Херсонской губернии решили принять свои правила.
– С нынешними ПДД, – рассказывает Виктор Пиворович, – они имели мало общего. В них содержалось всего семь пунктов. Например, при встрече с экипажами автомобилистам надлежало сбрасывать ход до самого малого, дабы не пугать лошадей рычанием и пыхтением двигателей. На поворотах следовало подавать сигнал о своем приближении. Единственное сходство с нынешними правилами – это обязательное наличие номерных знаков.
Тем не менее документ вышел резонансным, из-за него даже разгорелся серьезный скандал. Автолюбителей, людей обеспеченных и влиятельных (самый простенький автомобиль по своей стоимости был сопоставим с нынешними суперкарами), возмутил 6-й пункт правил. Согласно этому пункту, все мосты в Херсонской губернии надлежало переезжать с выключенным двигателем.
– История сохранила петицию, направленную автолюбителями в городскую управу, – продолжает Виктор Брониславович. – В ней были жалобы на ушлых крестьян, дежуривших с упряжкой лошадей возле каждого моста. В то время как килограмм мяса стоил всего 30 копеек, а буханка хлеба высшего сорта – 5 копеек, они предлагали вла дельцам машин "всего" за 10 рублей перетащить железного коня на противоположную сторону.
Технический прогресс и влиятельные родственники херсонских автомобилистов, в конечном итоге, одержали верх – губернским властям пришлось уступить.
|
"НЕПОЛИТКОРРЕКТНАЯ" ОПЕРАЦИЯ
Случай пересадки почек, который применили в Херсонском крае, считался невозможным даже спустя несколько десятилетий. Тогда в Америке – мировом лидере трансплантологии – эксперименты с пересадкой почек начали проводить лишь в середине 50-х годов XX века. К тому времени первой подобной операции, проведенной в Советском Союзе, было уже 20 лет. Проведена она была 5 апреля 1933 года в нынешней областной больнице Херсона заведующим хирургическим отделением Юрием Вороным.
– Об этом сейчас мало кто знает, – рассказывает Виктор Пиворович. – В те времена эта тема считалась не политкорректной. Не мог беспартийный простой хирург в заштатном Херсоне сделать такой прорыв в медицине. Если бы дело происходило в Москве или Ленинграде, об этом бы трубили на каждом углу, а так до середины 60-х об уникальной операции вообще никто не знал. Но факт остается фактом.
Все началось с того, что в начале апреля 1933 года в больницу в тяжелом состоянии доставили 26-летнюю женщину. Та накануне крепко поругалась со своим супругом и решилась свести счеты с жизнью, выпив несколько граммов хлорида ртути. В больнице ей, конечно, оказали первую помощь, но шансов на спасение врачи не дали – анализы показывали полный отказ обеих почек. Несчастная умирала.
– По воспоминаниям свидетелей, случилось невероятное – в больницу доставили рабочего с тяжелейшей травмой головы, фактически уже мертвого, с подходящей группой крови, – вспоминает краевед. – И вот, после недолгих раздумий, заведующий хирургическим отделением, имевший к тому времени огромный опыт экспериментальных операций, решил под свою ответственность провести пересадку органов. Операция длилась несколько часов и закончилась успешно!
Уже на следующий день у пациентки исчезли все симптомы отравления. Пересаженный орган начал функционировать. Стоит отметить, что медицина к тому времени еще не знала препаратов, способных подавлять иммунитет пациента. Спустя несколько дней идущая на поправку девушка вдруг почувствовала себя плохо – началось отторжение пересаженного органа. Спасти ее не удалось. Тем не менее мировая общественность признала эту операцию и назвала ее первой удачной пересадкой почек.
Фото с сайтов lh3.ggpht.com, sammler.ru.