Правила дорожного движения придумали в Херсоне

Здесь же обосновался первый российский речной пароход. Местным краеведам есть чем гордиться.

После несчастных случаев власти решили принять ПДД.

После несчастных случаев власти решили принять ПДД.

Херсону, можно сказать, повезло – он, несмотря на свою относительную молодость, чаще других отечественных городов встречается во всевозможных словарях и энциклопедиях с приставкой "впервые". Из школьного курса истории наверняка вспомнится, что первый российский пароход "Елизавета" (он еще был с кирпичной трубой) был спущен на воду в 1815 году в Санкт-Петербурге. Приписана "Елизавета" была к Северной столице, и курсировала между Питером и Кронштадтом. Но вот мало кому известно, что первый речной пароход появился в Херсоне. Спустя всего семь лет после спуска "Елизаветы" – в июне 1822 года – в молодой и еще не готовый к встрече больших судов херсонский порт вошел небольшой пароход.
 
– Это крошечное суденышко встречали всем городом, – рассказывает краевед Виктор Пиворович, – ведь жители воспринимали его как настоящее чудо. Это было вспомогательное судно Черноморской эскадры, и к речной эксплуатации, оно, в общем-то, приспособлено не было. Настоящий речной пароход появился в Херсоне год спустя. В 1823 году в Киевской губернии, в имении графа Воронцова на реке Ольшанка была спущена на воду "Пчелка" – первый речной пароход. Спустя год испытаний его через днепровские пороги переправили в Херсон, где он и приписался. Малыш мощностью всего в 25 лошадиных сил переправлял пассажиров на строящиеся верфи в Николаев.
 
АВТОМОБИЛИ ПЕРЕТАСКИВАЛИ ЛОШАДИ
 
На заре автомобильной эры, в начале минувшего века, единых правил дорожного движения в Российской империи не существовало. Высочайшим разрешением каждой губернии позволялось самостоятельно определять и утверждать правила в соответствии с особенностями и условиями региона. Но никто этого не спешил делать. И только в 1909 году (когда были приняты единые общеевропейские правила дорожного движения), после нескольких несчастных случаев и жалоб обывателей, власти Херсонской губернии решили принять свои правила.
 
– С нынешними ПДД, – рассказывает Виктор Пиворович, – они имели мало общего. В них содержалось всего семь пунктов. Например, при встрече с экипажами автомобилистам надлежало сбрасывать ход до самого малого, дабы не пугать лошадей рычанием и пыхтением двигателей. На поворотах следовало подавать сигнал о своем приближении. Единственное сходство с нынешними правилами – это обязательное наличие номерных знаков.
 
Тем не менее документ вышел резонансным, из-за него даже разгорелся серьезный скандал. Автолюбителей, людей обеспеченных и влиятельных (самый простенький автомобиль по своей стоимости был сопоставим с нынешними суперкарами), возмутил 6-й пункт правил. Согласно этому пункту, все мосты в Херсонской губернии надлежало переезжать с выключенным двигателем.
 
– История сохранила петицию, направленную автолюбителями в городскую управу, – продолжает Виктор Брониславович. – В ней были жалобы на ушлых крестьян, дежуривших с упряжкой лошадей возле каждого моста. В то время как килограмм мяса стоил всего 30 копеек, а буханка хлеба высшего сорта – 5 копеек, они предлагали вла дельцам машин "всего" за 10 рублей перетащить железного коня на противоположную сторону.
 
Технический прогресс и влиятельные родственники херсонских автомобилистов, в конечном итоге, одержали верх – губернским властям пришлось уступить.
 
Первый речной пароход.
 
"НЕПОЛИТКОРРЕКТНАЯ" ОПЕРАЦИЯ
 
Случай пересадки почек, который применили в Херсонском крае, считался невозможным даже спустя несколько десятилетий. Тогда в Америке – мировом лидере трансплантологии – эксперименты с пересадкой почек начали проводить лишь в середине 50-х годов XX века. К тому времени первой подобной операции, проведенной в Советском Союзе, было уже 20 лет. Проведена она была 5 апреля 1933 года в нынешней областной больнице Херсона заведующим хирургическим отделением Юрием Вороным.
 
– Об этом сейчас мало кто знает, – рассказывает Виктор Пиворович. – В те времена эта тема считалась не политкорректной. Не мог беспартийный простой хирург в заштатном Херсоне сделать такой прорыв в медицине. Если бы дело происходило в Москве или Ленинграде, об этом бы трубили на каждом углу, а так до середины 60-х об уникальной операции вообще никто не знал. Но факт остается фактом.
 
Все началось с того, что в начале апреля 1933 года в больницу в тяжелом состоянии доставили 26-летнюю женщину. Та накануне крепко поругалась со своим супругом и решилась свести счеты с жизнью, выпив несколько граммов хлорида ртути. В больнице ей, конечно, оказали первую помощь, но шансов на спасение врачи не дали – анализы показывали полный отказ обеих почек. Несчастная умирала.
 
– По воспоминаниям свидетелей, случилось невероятное – в больницу доставили рабочего с тяжелейшей травмой головы, фактически уже мертвого, с подходящей группой крови, – вспоминает краевед. – И вот, после недолгих раздумий, заведующий хирургическим отделением, имевший к тому времени огромный опыт экспериментальных операций, решил под свою ответственность провести пересадку органов. Операция длилась несколько часов и закончилась успешно!
 
Уже на следующий день у пациентки исчезли все симптомы отравления. Пересаженный орган начал функционировать. Стоит отметить, что медицина к тому времени еще не знала препаратов, способных подавлять иммунитет пациента. Спустя несколько дней идущая на поправку девушка вдруг почувствовала себя плохо – началось отторжение пересаженного органа. Спасти ее не удалось. Тем не менее мировая общественность признала эту операцию и назвала ее первой удачной пересадкой почек.
 
Фото с сайтов lh3.ggpht.com, sammler.ru.