ВЫРЕЗАЛИ ГЛАВНУЮ СЦЕНУ
- Вспомним вашу работу в фильме "Похороните меня за плинтусом". Как готовились к роли?
- Перво-наперво, прочел повесть Санаева. Многим она нравится, а я в восторге не был. Но роль мне понравилась. Вообще, для кино это материал был очень хороший, я согласился.
- Чем привлек этот персонаж - дедушка мальчика?
- Как правило, дедушек изображают добродушными, потакающими внукам и безмерно любящими внуков. А в характере этого дедушки я увидел редкую жесткость. В повести все хорошо и довольно реалистично прописано! В произведении Санаева мне понравился особый взгляд на взаимоотношения отцов, детей, внуков, супругов. Картина, которая получилась, все то, что я увидел на экране, меня устраивает. Но есть момент, от которого я в итоге остался неудовлетворен. Мне сказали, что это была воля продюсеров - выбросить ключевую сцену. Помните, когда муж ругается с женой из-за магнитофона и уходит из дома? Вот потом он встретился со своим другом отставным адмиралом. Они выпивают. Эту сцену, которая делает всю погоду, вырезали! А она показывает, что судьба этого человека не такая простая. Он рассказывает другу-адмиралу об истинной своей жизни, о том, что было с ним, о жене. Такой откровенный мужской пьяный разговор-жалоба. Он любит и жену, и внука, скучает, переживает из-за скандала. Потом внук и бабушка нашли моего героя у этого друга, потому что знали, что он всегда после ссор уходил к нему.
Вымарав эту сцену, продюсеры забрали суть роли. Она стала неполной, необъемной. В итоге мы видим терпеливого, якобы подкаблучника. Это не так.
Тем не менее, фильм получился. Режиссер Сергей Снежкин очень неординарный и нестандартный человек. Он изображает из себя сердитого и крутого, жесткого человека. На самом деле он очень лиричный и мягкий. Работать с ним было очень интересно.
- Соглашаясь с этой ролью, вас не смутило, что муж этот всегда под давлением своей супруги?
- Можно быть под давлением какой-нибудь взбалмошной, требующей жены. А муж потакает, находится под каблуком…
- У Санаева не так?
- Нет. Муж там не находится под каблуком. Он нормальный порядочный человек! А она ведь действительно психически больной человек, она лежала в клинике, у нее непорядок с психикой. Поэтому он, чтобы не усугублять, не доводить до предела, уступает. Бесчеловечно общаться с больным в полную силу своего мужского характера. Но, конечно, он не всегда выдерживает ее странности. Вот он другу и рассказывает, что она ни одного дня в жизни не работала, что занималась домашними делами. На самом деле он любит ее, всю жизнь с ней, все для нее. Его участь, поэтому, нелегка.
По-моему в фильме осталось много жены. Перебор патологий и жестокости.
- Но Светлана Крючкова блестяще выполнила работу!
- Да. Она очень талантливая. Это наша вторая встреча. Первый раз снимались в "Женитьбе" по Гоголю. Она играла Агафью Тихоновну, а я - Подколесина. Пожениться нам так и не удалось. Мой герой выпрыгнул в окно, перед тем как ехать венчаться. А если бы удалось, и они бы поженились, то получилась бы история, которую вы видите в "Похороните меня за плинтусом". Так мы со Светой шутили на съемках.
- У Светланы Крючковой непростой характер…
- У Светочки крепкий, настоящий актерский эгоистический, крутой характер. И мне это нравится. Без этого актеру нельзя существовать.
"МЕНЯ ПРОГОНЯЮТ С КУХНИ"
- Так вы любите женщин с характером или податливых дам?
- Женщина должна быть крепкая, выдержанная, скромная, в меру строгая. Я таких люблю, и мне удается пока близких своих женщин иметь с характером.
- Какую женскую черту характера не приемлите?
- Не люблю, когда женщина чересчур ревнива. Это часто оскорбляет. Ведь ни во взгляде, ни в помысле ничего не было к другим, а тебя могут беспричинно обвинить. Не нравится и когда у женщины завышенные требования, как у старухи из известной сказки Пушкина. Вообще, семья - очень сложный организм. Если пройдешь испытание семьей, считай, жизнь удалась.
- Вы были не раз женаты. Формулу семейной жизни для себя вывели?
- Вывел. Первое мое указание - если я не прав, я все равно прав! Второе - все домашние и хозяйственные дела должен быть в руках женщины. Я же должен быть как верховный главнокомандующий.
- Ого!
- Да, замашки абсолютно домостроевские. Другого я не хочу. Иногда я делаю послабления, хочу чем-то помочь на кухне. Но и покойная моя супруга, и теперешняя супруга Азима, гонят меня с кухни. Говорят: "Иди, садись. Что надо - подадут. Если хочешь что-то - скажи". Вообще мне мало что доверяют по дому. Когда посылают в магазин, дают список покупок, а в конце написано: "Минус инициатива". Ведь я обязательно что-то от себя добавлю, и это будет не то! Просят килограмм, а я куплю все три.
С ЭКРАНОВ ИСЧЕЗЛИ СКАЗКИ
- Как вам сегодняшний российский кинематограф?
- Точно могу сказать, что то, что я смотрю сегодня, часто бывает неприемлемо, не сопоставимо с моим понятием о жизни и об искусстве, о задачах кино. Мне не нравится жесткость и равнодушие. Мне никого не жалко, меня не влюбляют в героев. Да и героев-то нет! Одни антигерои. Для меня, выросшего на советском кино, когда были любимые актеры, герои и типажи, примеры для подражания, это ненормально. Я не могу подражать бандиту.
С экранов исчезли киносказки. Я вообще собираю книги, а конкретно сказки всех народов мира. У меня 700 томов. Уже заполонили они весь дом.
- Каким вы хотите видеть кино?
- Хочу, чтобы кино строило, а не разрушало. Чтобы оно не показывало негативные стороны. Зачем мне показывать, как не надо жить? Я предпочитаю учиться у кино тому, как надо жить. Когда в Америке была депрессия 30-х годов, одним из лекарств стал кинематограф. Поэтому и фильмы все были со счастливым концом, закладывали в люди положительные качества характера, веры.
Советский кинематограф тоже стремился сделать что-то хорошее. Поэтому были правила и цели. Это потом уже стали говорить, что "Кубанские казаки" это лакировка действительности, что такого не было. Да, я сам жил в совхозе, и мои родители занимались сельским хозяйством, да такого не было. Но мы с таким удовольствием смотрели этот фильм и думали, что где-то есть такие хозяйства, что где-то живут так! И нам хотелось жить лучше. Вот и были все эти выставки достижений народного хозяйства с огромными коровами-рекордсменками. Мне все это нравилось. То же самое и с военными фильмами. Да, в войну всякое было. Но я хотел видеть советских солдат праведниками, которые не нарушают закон войны, не издеваются над побежденными. Вот бы сейчас нам такие фильмы! Сейчас говорят о русской идее и духовном возрождении нации. Так нужно снимать хорошее кино.
- В каких фильмах вы снимаетесь сейчас?
- Закончил съемки в 24-серийном телефильме "Петрович". Я играю Петровича, бывшего советского руководителя, который был прокурором и судьей, а на пенсии создал свою адвокатскую кантору. Он положительный герой.
Еще участвую в фильме Тимура Бекмембетова "Елки-2", сыграл там летчика. Буду начинать и новые работы. Появится антрепризный спектакль по Горькому "На дне", где я играю Сатина.
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
Алексей Петренко родился 26 марта 1938 года в селе Чемер Черниговской области.
В 1961 году окончил Харьковский театральный институт. С 1961 года - работал в Запорожском музыкально-драматическом театра имени Щорса, в Донецком областном русском драмтеатре, в Ленинградском театре им. Ленсовета. C 1977 - актер Московского драмтеатра на Малой Бронной, с 1978 - МХАТа, в 1982-1986 работал с Анатолием Васильевым (спектакль "Серсо"), в 1991-1992 - в театре "Школа современной пьесы". С 1991 года — штатный актер Киностудии им. М. Горького. С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре.
Награжден множеством призов и премий. Многие десятки ролей в театре и в кино. Из последних: "Не отрекаются любя", "Вольф Мессинг", "Похороните меня за плинтусом", "Утомленные солнцем - 2"
Дважды состоял в браке.
Первая супруга (1960—1979) — певица Алла Петренко. Вторая жена — известный журналист, в прошлом театральный обозреватель "Правды", Галина Кожухова-Петренко (1933—2009). Пасынок — журналист и телеведущий Михаил Кожухов.
В 2010 году женился в третий раз на Азиме Абдумаминовой (Расуловой), киргизской журналистке, этнической узбечке (ранее работала директором Госфильмофонда, возглавляла пресс-центр президента Киргизии).