Станет ли инсулиновый завод государственным интересом?

Единственное в Украине производство препаратов для диабетиков "Индар" оказалось в центре скандала.

Спор вокруг «Индара» ставит под угрозу жизни людей, больных диабетом.

Уже несколько дней СМИ активно обсуждают судьбу предприятия, где работают сотни людей и сконцентрирован немалый научный потенциал. 

ПРОСТО ИМУЩЕСТВЕННЫЙ СПОР?

Это можно было бы назвать просто имущественным спором хозяйствующих субъектов, если бы не одно "но". На "Индаре" выпускают доступный украинскому карману инсулин, так необходимый многим страдающим от сахарного диабета людям. И этот спор ставит их жизни под угрозу. Да, украинский инсулин часто критикуют, но его производство позволяет стране оставаться независимой от крупных транснациональных корпораций, которые в большинстве стран мира контролируют до 85% рынка инсулина. 

Судьбу отечественного производства назвать простой нельзя.

- С 1999 года мы начали производство сначала свиных монокомпонентных, потом - человеческих полусинтетических инсулинов, а в последние годы - и человеческих генно-инженерных инсулинов, - сообщает в письме президенту Януковичу руководитель инсулинового завода "Индар" Алексей Лазарев (полный текст письма см. на сайте kp.ua). - Коллектив завода делал большое дело для страны, для больных сахарным диабетом и получал поддержку ведущих ученых и специалистов-эндокринологов, руководителей медицинской отрасли.

РЕШЕНИЕ СУДА ИГНОРИРУЮТ

Неприятности на заводе начались пять лет назад, после того как негосударственный пакет акций оказался в руках польской компании Bioton. После этого инвесторы захотели получить государственный пакет, но - безуспешно. Вторая попытка завладеть акциями завода оказалась успешной. 70-процентный пакет c 2008 года выкрали в пользу офшорной компании Storke Holdings Limited (Белиз). С тех пор идут судебные тяжбы и постоянные рейдерские атаки, за последние три года их было больше 25 (см. на сайте kp.ua открытое письмо президенту руководителя завода "Индар" Алексея Лазарева).­ 

Несмотря на решение суда (в 2009 г. Верховный суд вынес решение о неправомерности отчуждения госпакета акций ЗАО "Индар"), вернуть завод в госсобственность пока не удалось. Более того, рейдеры при поддержке представителей правоохранительных органов в ночь с 7 на 8 июля захватили завод.

- Работники МВД проводят тотальную выемку документов на бумажных и электронных носителях, изъяли серверы компании, оказывают давление на работников, запугивают их. Неужели мы живет в варварской стране? - негодует Алексей Лазарев и обращается к главе государства: - Необходимо сделать все, чтобы вернуть украденный пакет акций в государственную собственность. Уважаемый господин президент, прошу вас дать указание министру МВД Могилеву вернуть изъятые бумаги и серверы, чтобы можно было возобновить работу всех подразделений завода "Индар" и выплатить зарплату работникам предприятия. Еще можно сберечь инсулиновый авторитет Украины.

P.S. Пока хозяйствующие субъекты решают спорные вопросы, а власти думают, вмешиваться ли в ситуацию, редакция "КП" начала расследование. Как живут сегодня диабетики, как решаются их проблемы, почему при 100-процентном гособеспечении инсулином многие люди покупают жизненно важные лекарства за свой счет? Мы попытаемся найти ответ на эти и другие насущные вопросы.  

ОФИЦИАЛЬНО

Министерство здравоохранения централизованную закупку инсулина не осуществляет. Этими препаратами больные сахарным диабетом обеспечиваются за счет субвенции, которая передается из государственного местным бюджетам.

Отечественный производитель инсулинов ЗАО "Индар" сегодня не является государственным предприятием и не подчиняется Минздраву. По информации руководства, завод продолжает работать, все препараты выпускаются в полном объеме и в установленные сроки отгружаются во все регионы страны в соответствии с договорами поставок.

По данным Гослекинспекции, в настоящее время на складах дистрибьюторов сохраняется достаточное для своевременного обеспечения людей, страдающих от инсулинозависимого сахарного диабета, количество инсулинов. Запасы покрывают примерно 2-3-месячную потребность жителей страны в инсулинах.