Украинец, побывавший в эпицентре теракта в Осло: "Третий день не выхожу из дому - полиция не советует"

Наши соотечественники, живущие в Норвегии, впрочем, как и граждане этой спокойной страны, до сих пор не могут поверить в то, что произошло. Назар Бараник, который сейчас работает в Норвегии, рассказал, как пережил кровавый уик-энд.

Назар Бараник до сих пор не может прийти в себя.

Ад в стране фиордов

В прошедшую пятницу Андерс Беринг Брейвик, коренной 32-летний норвежец с классическим ликом викинга, взорвал спокойствие своей страны. Заложенный им мощнейший заряд разрушил здания в правительственном квартале Осло, убил 7 человек и изувечил еще полтора десятка, вышиб стекла в домах в радиусе километра. Спустя два часа этот же человек, переодетый в полицейскую форму, высадился на расположенном недалеко от столицы островке и в течение полутора часов с удивительным спокойствием расстреливал подростков, собравшихся там в летнем лагере социал-демократов. Трупы детей усеяли остров. Погибли 85 человек, еще пятеро числятся пропавшими без вести, многие ранены - 20 из них находятся в больницах в крайне тяжелом состоянии. Те подростки, которые пытались спастись вплавь, тонули, получив вдогонку пулю. Когда полицейский спецназ высадился на остров, убийца тотчас сдался. И уже в субботу признал за собой вину в подготовке теракта и массовом убийстве. Оказывается, у здания правительства взорвалось даже не все, что Брейвик напихал во взятый напрокат грузовичок. В общей сложности заготовленная смертоносная смесь тянула на тонну, но сдетонировала лишь половина заряда. 

По вине Брейвика погибли около 100 человек.

За час до взрыва террорист разослал по Интернету нескольким правым политикам страны текст на 1500 страницах - свой манифест. Написанный по-английски документ, проникнутый ненавистью к приверженцам ислама, называется "2083 - Европейская Декларация независимости". В нем автор в деталях рассказывает о готовящемся теракте. Расписана вся подготовка - вплоть до названий и количества компонентов, необходимых для изготовления мощных бомб. Одной из составных частей было огромное количество химических удобрений (в частности, нитрат аммония), которые Брейвик закупал якобы для своей "профессиональной сельскохозяйственной деятельности". Кстати, именно под это дело он три года назад открыл для маскировки собственную фирмешку - Geo Farm.  

Незадолго до акции Брейвик завел себе странички в Фейсбуке и Твиттере, где выразил ненависть к мусульманам, представителям левых и молодым социал-демократам. Себя он называл "консервативным христианином". На протяжении долгих лет "тихий блондин", проживавший вдвоем с матерью, часто появлялся в Интернете, призывая бороться с "культурологическим марксизмом", инородцами и иноверцами, "севшими на шею Норвегии".

http://kp.ua/player/flowplayer.swf

Подготовка была долгой. Брейвик упражнялся в стрельбе, получив (будучи членом стрелкового клуба) право на хранение огнестрельного оружия, готовил взрывчатку, продумывал план атаки. Сейчас следователи заявляют, что у него теоретически мог быть сообщник, но в любом случае основную работу проводил он сам. Как ни удивиться, что при всем вышеперечисленном потенциальный убийца не попал в зону внимания полиции?  

Норвежский спецназ высаживается на остров, где Брейвик хладнокровно расстреливал детей.

Фото РЕЙТЕР. 

ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД 

"Цепной реакции" теракт не вызовет  

Безусловно, тот факт, что удар нанесен не исламскими группировками, а своим соплеменником, только усугубил шок норвежцев. Больше всего сейчас говорится о том, что за прежнюю "безмятежность", за возвращение спокойствия и ощущения защищенности в королевстве теперь придется побороться. Стало понятно, до какого градуса могут накалиться националистические настроения в тихом и внешне беспроблемном государстве. Как почти все другие европейские страны, Норвегия сегодня "сжимается", стремясь в первую очередь обеспечить достойное существование коренным жителям, а также защититься от террористических атак извне. В то же время власти пока "держат фронт" и не поступаются основными принципами, лишь немного корректируя иммиграционную политику. Богатое нефтяное государство сравнительно легко пережило кризис, уровень жизни населения почти не упал.

Абсолютно ясно, что норвежский преступник нанес мощный удар по социал-демократическому правительству, по правящей Норвежской рабочей партии. Неспособность защитить собственных граждан от гибели всегда ослабляет позиции руководства страны. Однако некоторые аналитики полагают, что в данном случае сплоченность левых может усилиться, а популярность уцелевших молодых активистов, которых Скандинавия уже знает по именам, будет только расти.  

По всей видимости, принцип "Бей своих, чтоб чужие боялись!" на этот раз не сработает: взгляды членов Рабочей партии, либерально относящейся к иммигрантам, сохранят популярность (во всяком случае, на время), сочувствие большинства населения жертвам трагедии не позволит социал-демократам потерять голоса, а Андерс Беринг Брейвик останется в истории родной страны одной из самых зловещих фигур, сравнимой с нацистским прихвостнем Видкуном Квислингом. Может ли кто-то быть более ненавидим в цивилизованном обществе, чем убийца детей? 

- Большинство людей - в шоковом состоянии, - говорит Назар Бараник из Ивано-Франковска, который сейчас работает в Осло. - Это не паника, а скорее, нежелание осознать, что коренной норвежец убил сто человек. Они-то сначала были уверены, что теракты - дело рук мусульман...

Взрыв в правительственном квартале Назар видел собственными глазами. Жуткая картинка - горы разбитого стекла и в панике бегущие люди - до сих пор стоит у него перед глазами. 

- Я в Норвегию приехал совсем недавно, - рассказывает Назар. - Поселился на окраине Осло. А в тот день выехал в центр за покупками. Когда прогремел взрыв, я стоял в магазине. Витрины затряслись так, что сначала подумал - землетрясение. Стекла выстояли, и я толком не понял, что случилось. Потом по всему кварталу завизжали сирены, меня и других посетителей магазина эвакуировали на улицу. Я увидел многоэтажку без единого окна, вся земля была усыпана осколками, они падали на головы. Люди не понимали, что это был умышленный взрыв. Просто стояли и смотрели раскрыв рты. Погибших я не видел, но картина все равно была ужасная. Потом я уехал домой, а к вечеру узнал из новостей, что еще более кровавая трагедия произошла на острове Утейя...

Назар, как и многие жители Осло, до сих пор не выходит из своей квартиры на улицу.

После взрыва в пятницу центральная часть Осло напоминала город, где идут боевые действия. Фото РЕЙТЕР и с личной страницы Назара Бараника на сайте "ВКонтакте".

- Пересидеть беду посоветовали полицейские, - объясняет Назар. - Да мне и не очень хотелось без надобности выходить из дому. Когда видишь весь этот хаос, становится страшно. Но уезжать из Норвегии не собираюсь. Надеюсь, скоро здесь снова станет спокойно...

Еще один украинец Сергей Головатенко, который прилетел в Норвегию в командировку, рассказал нам:

- В субботу я ездил в центр Осло, чтобы оценить масштабы трагедии. Район оцеплен, но туда пропускают жителей, которые хотят положить цветы, и рабочих, убирающих стекла. Они также временно закрывают зияющие оконные проемы фанерой. Но не могу сказать, что жители Осло чересчур напуганы. В воскресенье я видел в городе гуляющих людей. Многие фотографируются возле  места взрыва. Со стороны кажется, что в их жизни ничего страшного не произошло... 

Фото с личной страницы Назара Бараника на сайте "ВКонтакте". 

Организатор двойного теракта в Норвегии надеется на открытый судебный процесс, который поможет ему донести до сограждан свои взгляды

Следствие по делу норвежского террориста, уничтожившего  в прошедшую пятницу около  сотни своих соотечественников, продвигается быстро и довольно успешно. Похоже, что программа Андерса Беринга Брейвика вступила в новую фазу — агитации и пропаганды. Он явно надеется на открытый судебный процесс, который поможет ему донести до сограждан свои взгляды. Убийца охотно отвечает на вопросы, не скрывая ни своих деяний, ни мыслей. Сегодня стали известны дополнительные подробности того, как 32-х летний житель Осло планировал уничтожение политиков, мирных жителей и детей.
 
"Они там совершенно расслабились"
 
Геннадий ГУДКОВ, зампредседателя Комитета по безопасности Госдумы РФ: