Мэр Харькова Геннадий Кернес: "Мы смотрим на 20 лет вперед"

Геннадий Кернес удивил всех переносом памятника Советской власти из центра Харькова на окраину.

Но, если вдуматься, он вместе с губернатором Харьковской области Михаилом Добкиным - первая "несоветская" команда у руля города. Машиностроительный гигант, обрушенный развалом Союза, ищет новые пути и в экономике, и в политике. О них - в беседе с Харьковским городским головой.
 
- В начале 2011 года вы заявили о разработке стратегии развития Харькова до 2030-го. Когда покажете этот план, и что реально он даст харьковчанам?
 
- Ориентируемся на весну 2012 года. К этому времени завершится большая работа по модернизации всей городской инфраструктуры, масштабному обновлению облика Харькова к проведению матчей Евро-2012, а сам чемпионат создаст такое особое настроение. Ведь это третий по значимости спортивный форум в мире. Событий такого уровня и масштаба в Харькове еще не было. В город приедут десятки тысяч болельщиков, здесь будут работать сотни иностранных журналистов. Это станет открытием Харькова для Европы и, что не менее важно, Европы для Харькова.
 
Понимаете, главное все сделать вовремя. И в развитии территорий смотреть не меньше чем на 20 лет вперед. Мы хотим подхватить и использовать драйв, эмоциональный подъем, чувство местного патриотизма, которые принесет Евро в жизнь города, чтобы объединить харьковчан вокруг амбициозных целей и задач. Поэтому и ориентируемся на 2012-й, чтоб представить план людям.
 
- Часто такие планы остаются набором деклараций...
 
- Да, и неудачный опыт предшественников мы тоже учли. Если мы посмотрим на историю Харькова, то увидим, что он никогда не довольствовался тем, что у него уже было. Все время шел поиск каких-то решений, которые снова и снова переводили город в новое качество, при этом позволяя ему оставаться собой. Из знаменитого торгово-ярмарочного центра он стал научно образовательным и культурным.
 
Университет Каразина был одним из лучших в России. Затем - промышленный бум, а потом и финансовый: по концентрации банковского капитала в начале прошлого века с Харьковом не мог конкурировать ни один город Российской империи. Сегодня пришло время найти и внедрить новые идеи, которые позволят Харькову обеспечить себе выгодное место в системе украинских, европейских городов. Такой подход невозможно реализовать узким кругом специалистов, пусть даже и с самыми громкими именами. Поэтому концепция стратегии будет готовиться экспертами, но наполнять ее идеями будут сами харьковчане.
 
- Кто именно будет определять, какие идеи войдут в стратегию, а какие - нет?
 
- Мы посмотрели на опыт разработки стратегий городов Европы и США. И увидели, что одной правильной схемы нет. Учитывая особенности Харькова - экономические, этнические, прежде всего обратились в Харьковскую национальную академию городского хозяйства. Кроме того, пригласили крупных ученых-урбанистов, авторов уже успешно работающих проектов в этой сфере. Это Владимир Колосов - первый вице-президент Международного географического союза, руководитель Центра геополитических исследований Института географии РАН. Это Денис Эккерт - руководитель французского Центра междисциплинарных исследований городов. И, наконец, это Питер Тэйлор - знаменитый автор теории мировых городов. Эти люди будут руководить работой и представят ее на суд харьковчан. Ну а утверждать стратегию развития Харькова до 2030 года будут депутаты горсовета не сессии.
 
- До Евро-2012 — меньше года. Задача Харькова - принять чемпионат не хуже других и, по возможности, заработать. Что, по-вашему, сейчас главное в подготовке?
 
- Выдерживать график и работать каждый на своем участке, выполняя принятые обязательства. Программа подготовки принята, правительство, область, город, частные инвесторы знают свои задачи и сроки, финансирование есть. Сейчас нет кого-то главного, все участки: стадион, гостиницы, дороги - одинаково важны и требуют внимания, нужно правильно распределять силы и не тянуть одеяло на себя. У нас это выходит. Инвесторы вкладывают в выгодные для себя проекты, бюджетные средства идут на реконструкцию дорог, новый транспорт, озеленение, подготовку больниц и выполнение других, очень высоких требований УЕФА.
 
Новый подвесной "Мост влюбленных" на реке Харьков.
 
- Вы сами пришли из бизнеса, а теперь, уже со своей стороны, привлекаете бизнес к развитию города. Партнерство бизнеса и власти: как это должно быть?
 
- Отвечу на конкретном примере: реформа общественного транспорта в Харькове. Год назад троллейбусно-трамвайный парк был банкротом, зарплату платить нечем, зато автобусы и маршрутки, то есть коммерческий транспорт, собирали средства, не соблюдая большинства налоговых норм, норм безопасности и т. д. Ситуацию нужно было менять, но справиться ни мы без коммерсантов, ни они без нас не смогли бы. Что мы сделали? Мы, может быть, одними из первых в Украине, начали применять возможности Закона "О государственно-частном партнерстве". На базе четырех депо, которые остались в Харькове, создали четыре коммунальных предприятия в партнерстве с частными компаниями-перевозчиками. Они принимают на себя часть накладных расходов, которые раньше ложились только на городской электротранспорт. Параллельно мы разработали эффективную схему маршрутов, общую, с учетом возможностей каждого вида транспорта. На бюджетные средства и за счет возможностей, предоставленных государством в рамках подготовки к Евро-2012, закупили десятки новых троллейбусов и автобусов европейского качества и передали их этим предприятиям в управление. Оснастили их GPS и средствами связи, организовали диспетчерское обслуживание, сейчас ставим современные многофункциональные остановочные павильоны. В итоге результат: уход от дублирования маршрутов, эффективное использование имущества, а также хороший арендатор, который инвестирует в коммунальную собственность.
 
Еще один пример партнерства - открытие Единого регистрационного окна. На протяжении многих лет шли разговоры о том, что необходимо Единое окно. Уже два месяца оно работает. Введены электронный документооборот, электронная запись, электронная подача заявки. Все вместе это исключает контакт с чиновниками, которые могли бы повлиять на процесс выдачи разрешительных документов. Это и есть партнерство между властью и бизнесом.
 
- Город и правда хорошеет. Харьковчане, перебравшиеся в другие места, приезжают и хвалят чистоту. Новый транспорт, детские сады, концерты на площади... Вас кризис не коснулся?
 
- С учетом того, что речь идет о развитии города, мы находим любую возможность, доступную для города и для территориальной громады. Привлечение кредитных ресурсов, например. Парк Горького... После реконструкции он будет зарабатывать деньги для города, потому что это коммунальное предприятие. Депутаты горсовета разрешили ему взять кредит. И банкиры, просчитав экономическую целесообразность, поверили нам и предоставили 20-миллионную ссуду на реконструкцию и создание, как его сейчас называют, "харьковского Диснейленда". Что бы ни говорили оппоненты, экономика, а не амбиции, "города берет". Прибыль, которую будут зарабатывать парк и другие коммунальные предприятия, направим на дальнейшее развитие Харькова.
 
Еще один приоритет - возвращение в коммунальную собственность незаконно отчужденного и неэффективно используемого арендаторами имущества. За последние пять лет мы вернули в собственность громады здания нескольких детсадов, распроданных под колбасные цеха, залы игровых автоматов и так далее. В Харькове растет рождаемость, и нужно записывать в садик чуть ли не младенцев, чтоб было место. Кризис кризисом, но бюджетный процесс идет, и мы направляем деньги на первоочередные нужды харьковчан. А детсады, благоустройство, создание мест отдыха - это комфорт и качество жизни, пришло время это делать. И мы это делаем.
 
Фото Павла ЮРКИНА.