На работу ушло три года
Трудиться над своим детищем Юрий Заваров начал в 1967 году, когда ему было 20 лет. Он учился и работал на кафедре технической электроники в Киевском политехе.
- В те времена практически невозможно было купить автомобиль, а уж тем более двадцатилетнему парню, - вспоминает Юрий Петрович. - А я любил заниматься автоделом, у меня был мотоцикл, но хотелось машину. Вот я и решил сам себе ее соорудить. Летом 1967 года начал делать чертежи и эскизы. Купил трубы и алюминиевые листы для кузова - и понеслось.
Начинал работу киевский кулибин в помещениях института, но со временем переместился… в квартиру. Раму, кузов и запчасти занесли прямо в комнату.
- Родители, конечно, были не в восторге от моих занятий, - улыбается Заваров. - Но потом смирились - уж лучше я буду дело делать, чем где-то болтаться по улице. В итоге я отвоевал себе целую комнату! Кузов и сиденья изготовил сам, а вот агрегаты взял с разных транспортных средств. К примеру, двигатель поставил от мотоцикла "Ява", передний мост - от "горбатого" "Запорожца".
Так, прямо в квартире и была собрана машина, но для того чтобы ее вынести на улицу, снова все разобрали. Осенью 1970 года автомобиль был готов. С регистрацией в ГАИ, кстати, проблем не было.
- Просто нужно было предоставить чертежи и документы на все узлы и материалы, - говорит Юрий Петрович. - В техническом паспорте так и написали: самодельный автомобиль. В 1998 году менял номера на новые, так что пришлось менять и техпаспорт. Приехал в ГАИ, там все посмотрели, проверили и на основании старого техпаспорта выдали новый.
http://kp.ua/player/flowplayer.swf
Гаишники не штрафуют
У самодельной машины даже название есть - "Мираж". Это имя она получила несколько лет назад, раньше Юрий Заваров называл свое создание "Ураганом". За 41 год автомобиль претерпел множество изменений. Сейчас под капотом - блок двигателя от "Жигулей", а коленвал - от "Нивы". Мощность "Миража" - 85 лошадиных сил. До 100 км разгоняется всего за 6 секунд. Скорость у самодельного автомобиля по нынешним меркам небольшая - около 130 км/ч. При быстрой езде "Мираж" начинает качать на дороге, так как весит он всего 600 килограммов при длине 2,85 метра. Примерный расход топлива - 7-8 литров на сотню километров.
- Но это при моем безобразном стиле езды, ведь трогаюсь я очень резко, - рассказывает Заваров. - А вообще у меня отличный городской автомобиль. Парковаться на нем - одно удовольствие. Сейчас я уже не езжу на дальние расстояния, а раньше в Одессу на море отправлялся. За 40 с лишним лет я накатал почти полмиллиона километров. Автомобиль, конечно, заметный, так что на дороге лучше не останавливаться - все сразу сбегаются фотографировать. Как-то был забавный случай. Поехал на Киевское море и застрял там в песке. Мимо ехал свадебный кортеж. Так гости со свадьбы помогли мне выбраться - подняли машину и перенесли на дорогу. Потом невеста попросила проехаться со мной. А у меня-то автомобиль двухместный, так что жениху места не нашлось.
С гаишниками у Юрия Петровича отношения нормальные. Когда останавливают для проверки документов, то просят открыть капот, чтобы посмотреть, что за движок стоит. А еще часто прощают нарушение правил.
- Когда-то на проспекте Ватутина я устроил гонки с "Мерседесом", - смеется Заваров. - В общем, летим мы на большой скорости и вдвоем попадаем на "фару". Выхожу, а инспектор говорит, мол, что ж вы нарушаете на таком-то автомобиле? В итоге меня отпустили без штрафа.
Сейчас Юрий Заваров на пенсии, и его увлечение - путешествия на мотоцикле. В 2004-м доехал до самой северной точки Европы - мыса Нордкап, колесил по Португалии, Греции и Тунису.
Фото Максима ЛЮКОВА.
ТТХ "Миража"
Объем двигателя - 1700 куб. см
Мощность - 85 л. с.
Длина - 2850 см
Масса - 600 кг
Разгон от 0 до 100 км - 6 сек
Максимальная скорость - 130 км в час
Расход топлива: город - 7-8 л/100 км, трасса - 6 л/100 км
ДЕНЕЖКИ
За три года Заваров потратил на изготовление автомобиля тысячу советских рублей. В то время новый ЗАЗ-965 стоил 1800 рублей, "Жигули" - 5150, "Волга" ГАЗ-21 - 9000.