Где cпасательный жилет? На вопрос ответа нет

"Комсомолка" проверила, насколько безопасно кататься на прогулочных катерах по Днепру.

По Днепру туристов катают 30 кораблей. По правилам их скорость не должна быть выше 16 км/ч.

Плаваем без страховки

После трагедии на Волге напрашивается резонный вопрос: не опасно ли плавать по Днепру? Хватает ли на прогулочных катерах спасательных средств и есть ли они вообще? И проводят ли для пассажиров хоть какой-нибудь инструктаж по технике безопасности при посадке на борт? 

Отправляемся в Киевский речной порт. Здесь с самого утра зазывалы во всю мощь своих легких рекламируют часовые прогулки по реке. Желающих полно - в знойный летний день прокатиться с ветерком по воде не отказывается каждый второй. 

В кассе на площади замученная жарой девушка продает билеты. Всего 40 гривен - и ты на белом катере. За деньги пассажир получает на руки билет - распечатанную на принтере бумажку. 

- А страховка? Может, это в билете должно быть написано? - спрашиваем.

- Не знаю,- растерянно отвечает девушка, - наверное, нет ее…

О том, что устроители речных прогулок думают о безопасности пассажиров в последнюю очередь, становится понятно уже на причале. Здесь в живой очереди толпится  немало народу. Люди потеют, ругаются и толкаются. Через 15 минут к причалу подходит катерок. Сначала выгружают отгулявших пассажиров и оперативно убирают за ними мусор. Сразу же после этого на борт запускают следующую партию желающих. Контролер собирает корешки билетов, даже не считая пассажиров. 

- Налицо нарушение правил перевозки пассажиров на водном транспорте, - комментирует ситуацию Анатолий Кот, специалист отдела речного транспорта Государственной речной инспекции по безопасности судоходства. - У каждого судна существует определенная пассажировместимость, а потому бесконтрольно грузить на борт людей нельзя - может быть перегруз.

Оказавшись на катере, пассажиры размещаются по собственному усмотрению. Поскольку один из бортов в тени, большинство пристроилось именно там. Конечно, для того чтобы пароходик накренился, этого недостаточно, но все же по правилам пассажиры должны размещаться по судну равномерно, чтобы не создавать перевес.

Плоты есть, но о них никто не знает

Еще один важный момент -это спасательные плавсредства. На катере, который вместил одновременно человек пятьдесят пассажиров, мы обнаружили всего два спасательных круга. Никакой информации о том, где искать спасательные жилеты в случае чего, нам найти не удалось, хотя очень старались. Проверяющие органы объясняют это довольно просто.

- Дело в том, что на пассажирских катерах всегда есть спасательные плоты. Их можно не заметить, но они есть. А жилеты экипаж должен раздавать в случае опасности или сами пассажиры их могут взять, - говорит Анатолий Кот.

Но ведь для того чтобы воспользоваться жилетами, нужно как минимум знать, где они находятся! А кто, как не члены экипажа, должен рассказать об этом туристам? Но инструктаж с пассажирами на прогулочных катерах никто не проводит. Единственная мера безопасности - это предупреждение матросов о том, чтобы люди не свешивались за поручни, разглядывая красоты днепровских берегов.

- Безусловно, при посадке на плавсредство капитан обязан проводить инструктаж для пассажиров. Если этого не происходит - это уже грубое нарушение безопасности, - объясняет Анатолий Кот. 

Кстати, иногда пассажиров вообще катают без билета. 

- С нас собрали наличные деньги при входе на катер и повезли. Никто билета не выдал, - рассказывает киевлянка, вернувшаяся с речной прогулки с маленькой внучкой.

- А вы слышали, что недавно на Волге судно затонуло и погибли люди? Не страшно? - спрашиваем у нее.

- Ну, вы сравнили! На Волге ширина два километра, нам до этого далеко! 

Да, вот она, натура человеческая - каждый уверен, что лично с ним уж точно ничего плохого случиться не может. А тем временем средний возраст судов, которые курсируют по Днепру, - 30 лет. И их техническое состояние оставляет желать лучшего. Конечно, разнообразные инспекции и управления время от времени проводят проверки, но, как правило, нарушители отделываются штрафом. Предпринимателей этим не испугаешь - заплатил в казну 1000 гривен, а заработал за месяц в 20 раз больше. Потому и плавают по реке древние посудины, из которых стараются выжать последние силы.

Фото Антона Лущика. 

ВАЖНО

Чтобы водные прогулки были безопасными

* Инструктаж для пассажиров обязателен,

* наличие жилетов и других спасательных средств (плотов, кругов и нагрудников) обязательно,

* распределение нагрузки на оба борта корабля должно быть равномерным,

* количество пассажиров не должно превышать допустимую норму,

* плавсредства должны проходить плановый техосмотр,

* запрещено использовать суда, у которых истек срок эксплуатации.