ЕС: умирают надежды

Расхожая поговорка "надежда умирает последней" не всегда верна. В случае с Европейским союзом, по-моему, все происходит наоборот.

Простые греки протестуют против отмены социальных льгот. Фото РЕЙТЕР.

Он вроде бы все еще укрепляется, обрастая бюрократией и прожектами, но кажется очевидным: перспектив в нынешнем виде у этой организации нет.

ГРЕКИ ХОЛОДНОГО ОТЖИМА

Греция де-факто страна-банкрот. Сейчас там осуществляется демонтаж всех социальных завоеваний последних десятилетий, дабы удовлетворить международный финансовый капитал. Его потери в этой стране вследствие кризиса перекладываются на местных налогоплательщиков. Когда сия задача будет хотя бы наполовину решена, Греция почти наверняка объявит дефолт де-юре (невозможно быть платежеспособной при госдолге в размере 160% ВВП). 

Прессуют эллинов изрядно. Огромный рост налогов (сборы должны быть увеличены на два с лишним миллиарда евро только в этом году), ежегодное сокращение расходов на систему соц­обеспечения в среднем на миллиард (и так до 2015 года включительно), урезание расходов на здравоохранение, увеличение пенсионного возраста с 61 до 65 лет, закрытие или слияние почти 2000 школ, массовая приватизация. 

Предполагается, что к 2015 году греки должны выручить 50 млрд евро от приватизации и 28 млрд - от мер жесткой экономии. Это нереально. Да, ребята жили не по средствам. Но чтоб вот так самоуничтожаться?

Обещания ЕС и МВФ регулярно - на протяжении трех лет - пичкать Грецию траншами по 12 млрд евро в том случае, если страна будет паинькой, сродни обязательству вкалывать морфий смертельно больному.

Контракт новой главы МВФ Кристины Лагард, с одной стороны, содержит статью о недопустимости даже намека на какое-либо аморальное поведение с ее стороны, а с другой - наделяет даму зарплатой в размере около $470 тысяч в год (на 11% больше, чем у предшественника - несостоявшегося насильника Доминика Стросс-Кана), возможностью безотчетно тратить на свои цели еще без малого $85 тысяч в год, а также оформлять представительские на "удовольствия", связанные с работой, и возмещать расходы на перевозки по миру своего партнера. 

Кто будет ждать после этого от греков подобострастного исполнения сиртаки? Уже сейчас 71% из них не испытывают доверия к правительству, 76% - к официальной оппозиции. Про МВФ и европейских тузов лучше вообще не спрашивать.

Е-МАТКА

Европейский союз - как шарик. Красивый, большой, разноцветный. Надувался, надувался. К небесам, бывало, рвался. Да вдруг лопнул.

Когда это произошло? Когда притягательность ЕС, изначально создававшегося для предотвращения на континенте войн, исчезла? Возможно, в 

90-е: возникла материальная пресыщенность, сошла со сцены плеяда выдающихся политиков (Коль, Миттеран, Делор), и мечты прародителей союза стали казаться их внукам и правнукам "вчерашним днем". Возможно, позже - после расширения ЕС за счет меркантильно-мелочных, лишенных собственных Идей и Идеалов восточноевропейских стран. Но это случилось. 

Бельгия, где две общины - фламандцы и франкофоны - живут, как кошки с собаками, в раздвоенной стране, год без правительства - лишь один из грустных символов происшедшего. Есть и другие: разваливающиеся Шенген, еврозона.

Датчане вводят проверки документов на границах с ФРГ и Швецией, немецкие политики призывают туристов бойкотировать Данию, голландцы пытаются изгнать из своей страны безработных поляков. Бывший глава британской разведки МИ6 сэр Ричард Диарлав заявляет, что настала пора шпионить за европейскими союзниками, дабы свое­временно защитить Лондон от последствий евродефолта. 

Но - главное! - Германия сосредотачивается. Финансировать всех ей надоело, комплекс вины исчез. Там обретает популярность весьма практичное предложение - учредить совместно с более строгими в финансах, чем греки или испанцы, северными соседями новую валюту.

На минувшей неделе конституционный суд ФРГ приступил к рассмотрению запроса парламентария от христианско-социального союза Петера Гаувайлера и группы немецких ученых. Истцы убеждены, что Ангела Меркель не имела права выделять деньги на вытаскивание Греции из долговой ямы, и с ними солидарны большинство немцев (вердикт суда ожидается к началу осени).

Свежая инициатива Европейской комиссии - о сборе с граждан ЕС своих собственных налогов - эту публику, скорее всего, также не воодушевит. И я немцев (как и греков, впрочем!) понимаю. 

Верхушка ЕС все больше напоминает надстройку, оторвавшуюся от базиса. Она - как кусочек лопнувшего шара, повисший на электропроводах.

Однако мысленно продолжает витать в эмпиреях. Воодушевлена строительством нового здания в Брюсселе стоимостью около 300 млн евро, где будет восседать президент ЕС Херман ван Ромпей. Внутри прозрачной коробки из дуба, стекла и металла... нет, не шар, а нечто, вызывающее у местных чиновников ассоциации с женским половым органом, ибо окрестили они эту конструкцию "Е-матка" (под буквой "Е" подразумевается Европа). Предполагается, что именно там, начиная с 2014 года, будут проходить все саммиты ЕС.

Интересно, в каком составе. И что эта матка родит.