1. "А за мой отель заплатили?"
Все туристы, которые поселяются в гостиницы, предъявляют туристический ваучер. Достаточно ли этого документа для того, чтобы подтвердить, что проживание оплачено?
Рассказывает директор юридической фирмы Александр НИКИТИН.
- Парадокс ситуации в том, что де-факто по ваучеру заселяют в отели. Но де-юре этот документ вообще не фигурирует в законодательстве. И факта оплаты он не подтверждает.
- А как же тогда проверить, что турфирма заплатила за мой отдых и мне не придется ночевать на улице?
- Проще всего позвонить в отель - для собственного же спокойствия. По закону же у вас на руках должны быть турпутевка и кассовый чек - эти документы подтверждают, что вы заплатили деньги украинскому туроператору. И отвечает перед вами именно он, и разбираться в случае проблем надо с ним. Кстати, стоит также отметить, что туроператор ОБЯЗАН предупредить отпускника о всех известных ему проблемах - будь то, например, лесные пожары вблизи курорта или банкротство принимающей компании. Если вы не получили подобной информации и в результате у вас пропал отпуск - есть все основания для предъявления претензий и даже для того, чтобы подать в суд на турфирму.
2. Как проверить надежность туроператора?
Краткий ликбез: все турфирмы делятся на операторов и агентов. Оператор разрабатывает маршрут, заключает договоры с отелями, транспортными компаниями и другими поставщиками услуг. А турагентство продает путевки. Кстати, это может делать и сам туроператор, в этом случае он выполняет обе функции.
Так вот, покупая путевку, узнайте название именно ТУРОПЕРАТОРА. Адрес, с какого года работает, размер финансового обеспечения - это первая информация, которой должен поинтересоваться клиент, прежде чем заплатить кому-то деньги.
Старайтесь выбирать оператора, который давно работает, чьими услугами уже пользовались ваши знакомые. Как минимум посмотрите отзывы на туристических форумах в Интернете - конечно, эта информация не всегда объективная, но по крайней мере вы будете предупреждены о том, какие проблемы могут возникнуть во время отдыха.
3. Что делать, если в отеле возникли проблемы?
Неприятных неожиданностей может быть великое множество. Вам могут дать обычный номер вместо обещанного люкса, без вида на море, вместо "первой линии" подсунуть гостиницу в нескольких километрах от моря...
Для начала - начинайте требовать обещанного прямо на месте, иначе уж точно проведете отпуск не там, где ожидали. Скандальных туристов на заморских курортах не любят и стараются как можно быстрее утихомирить. Так что вполне вероятно, волна негодования с вашей стороны тут же обеспечит вам лучшие условия проживания. Если же этого не случилось...
- Главное - собрать на месте документальные доказательства, - рекомендуют юристы. - Только с ними вы потом сможете требовать компенсацию у туроператора и в суде. Это могут быть:
* письмо из отеля или принимающей туркомпании, где сказано, что вас, к примеру, отказываются поселить в отеле. На практике получить такой документ удается редко;
* если вы сами оплатили свое проживание в отеле или доплатили за номер более высокой категории - сохраните счет;
* можно составить акт с подробным описанием проблемы. Его должны подписать не менее чем три свидетеля (укажите их телефоны и паспортные данные);
* принимаются фото- и видеоматериалы. Вы можете записать на видео объяснения менеджера отеля.
Со всеми вещдоками после возвращения домой идите с официальной претензией в турфирму. Если там откажутся компенсировать ваши нервы и траты - тогда в суд.
- В 90% случаев турфирмы предпочитают выплатить все положенные компенсации еще до суда, - говорит Александр Никитин. - В любом случае подобное нельзя спускать с рук, ведь это практически то же мошенничество.
ВАЖНО!
Какие документы должны дать в турфирме?
* Договор.
* Виза (если она нужна).
* Туристическая путевка.
* Документ, подтверждающий оплату тура (путевка или кассовый чек).
* Ваучер (в некоторых случаях) - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура и подтверждающие факт их оказания (наименование отеля, категория номера, тип питания, трансфер, экскурсии). Ваучер выдается в трех экземплярах, один обязательно остается у туриста.
* Информация о стране либо программа пребывания.
* Авиа- или ж/д билеты.
* Медицинская страховка.
В договоре обязательно должны быть указаны условия финансовой гарантии оператора: наименование оператора, его финансовый гарант с названием и адресом (гарантом выступает либо страховая компания, либо банк), сумма гарантии, а также порядок получения компенсации, - объясняет юрист Александр НИКИТИН. - Также в договоре или его приложении должны быть указаны все условия тура, а именно: страна, гостиница, категория номера, тип питания, сроки поездки, виды страхования, маршруты экскурсий и условия их оплаты (что входит в стоимость тура, а что оплачивается дополнительно уже на месте).
А В ЭТО ВРЕМЯ
Детям лучше отдыхать на родине
Если для взрослых заморские курорты - это отличная возможность отдохнуть и сменить обстановку, то для детского организма (особенно до 12 лет) смена климата - серьезное испытание. Да и психологи советуют время от времени отдыхать отдельно. И потому, пока вы нежитесь на пляжах Турции или Египта, неплохо бы отправить свое чадо в детский лагерь куда-то на Черноморское побережье. Ребенок отдохнет, сменив "каменные джунгли" на морские пейзажи, найдет новых друзей, не говоря уже о том, что Черное море лечит заболевания дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата, укрепляет нервную и сердечно-сосудистую системы.
Прежде чем выбирать лагерь или санаторий, определитесь, чего вы хотите от каникул: чтобы ребенок отдохнул и набрался сил или научился чему-нибудь. В первом случае ищите обычный лагерь отдыха. Во втором - тематический.
Основные типы:
* с обучающими программами. В основном языковые, также компьютерные, научные бизнеспрограммы и психологические тренинги.
* "активити"-программы. Так называют всевозможные занятия: игры в пиратов, спорт, туристские палаточные лагеря, "робинзонады".
* санаторного типа. Акцент в первую очередь на оздоровление чада.
* лагеря отдыха. Похожи на пионерлагеря: купание в речке или море, прогулки, игры на свежем воздухе. Смена - 21 или 24 дня.
Очень хорошими для детского лагеря считаются 2- или 3-местные номера с удобствами.
Средние условия проживания - это 4-6 местные комнаты, душ и туалет - на блок из двух-трех комнат или на этаже.
Особое внимание обратите на то, как в лагере соблюдают гигиену. Влажная уборка должна проводится дважды в день. Иногда к ней привлекают и детей лет с 10 (как это было в советских пионерлагерях). Постельное белье, полотенца для лица и ног меняют не реже раза в неделю.
Питание в лагере должно быть как минимум 4-разовое (завтрак, обед, полдник, ужин, иногда второй ужин). В ежедневном рационе обязательно должны быть кисломолочные продукты, свежие фрукты и овощи, рыба. Чипсы, газировка, высококалорийные булочки - под запретом!
НА ЗАМЕТКУ
Самые "разорительные" для туристов...
Обратите внимание, речь не о стоимости путевок и авиабилетов. А о том, сколько придется потратить на кафе с ресторанами, городской транспорт и шопинг в разных странах. Данные Евростата из отчета о ценах на потребительские товары и услуги в государствах Евросоюза.
1. Дания. Цены здесь на 43% выше, чем в среднем в Европе (далее проценты также показывают разницу по сравнению со среднестатистическим уровнем расходов на питание, транспорт и одежду. Ровнехонько в серединку попала, кстати, Великобритания).
2. Финляндия +23%.
3. Люксембург и Швеция +20%
4. Ирландия +18%
5. Бельгия и Франция +12%
6. Австрия +7%
7. Нидерланды +6%
8. Германия и Италия +4%
Кстати, самый дорогой алкоголь эксперты обнаружили в Ирландии. Рестораны и гостиницы (а это самые серьезные статьи расхода в отпуске) наиболее разорительны в Дании - логично, что она и возглавляет рейтинг.
...и самые выгодные страны для отдыха
1. Болгария и Румыния. Цены тут на 42-49% ниже, чем в среднем по Евросоюзу.
За ними следуют:
2. Литва и Польша -37%
3. Венгрия -35%
4. Латвия -31%
5. Словакия -29%
6. Чехия -28%
7. Эстония -25%
8. Мальта -21%
9. Словения -16%
10. Португалия -12%
КСТАТИ
Всегда обращайте внимание на подробности. Если, например, вы просите двуспальную кровать, или третью дополнительную в виде отдельной кровати, а не раскладушки, или, скажем, для вас принципиально, чтобы пляж был в 100 метрах от гостиницы и не дальше, в договоре все это должно быть указано. Если впоследствии какое-то из условий не будет соблюдено, а в договоре об этом ни слова, то любые претензии будут необоснованными.