Теплоход "Булгария", затонувший в воскресенье у деревни Сюкеево в Татарстане, был загружен под завязку. Все билеты были проданы. Вечером 10 июля он вышел в короткий двухдневный рейс Казань - Болгар - Казань по Волге и Куйбышевскому водохранилищу. Путевки стоили от 1250 до 5000 рублей (от 300 до 1200 гривен). Уже в понедельник, 11 июля, "Булгария" должна была везти отдыхающих в недельный круиз по маршруту Казань - Самара - Волгоград.
Из Казани прогулочный лайнер благополучно дошел до городка Болгар и повернул обратно. Шел дождь. Поэтому на палубе почти никого не было, люди сидели в ресторане, каютах, сауне. Детей (в первый день говорили, что их было 30, вчера уточнили - похоже, 50) собрали в салоне для караоке, там для них устроили концерт.
То есть люди попросту не успели выбраться из кают и других помещений. Теплоход же затонул буквально за несколько минут. В 13.58 он пошел ко дну. До берега оставалось около 3 километров. Кому посчастливилось выбраться на палубу - прыгали за борт: кто-то кинулся вплавь, пытаясь добраться до суши, кто-то хватался за спасательные круги и все, что попадало под руку. Спасательные жилеты на таких теплоходах обычно размещают в каютах. На борту должны висеть инструкции - где их искать, как надевать. Но в суматохе и панике - ведь корабль затонул за несколько минут! - мало кто сообразит, что делать.
|
Следом с разницей в два часа тем же курсом шел теплоход "Арабелла".
- Никакого сигнала SOS не было, - рассказывает директор круиза "Арабеллы" Аллен Гаврилов. - Минут через 30 - 40 после выхода из порта мы увидели плывущего в спасжилете человека. Сначала решили - какие-то учения проводят. Потом увидели людей в шлюпке, тоже в спасжилетах. И тогда уже поняли, что случилась беда, стали вытаскивать их из воды.
Круизный теплоход "Арабелла", вышедший из поселка Болгар в Казань позже "Булгарии", достиг места крушения через 30 минут пути.
- Самого теплохода "Булгария" уже не было над поверхностью. Мы увидели людей, которые держались за разные предметы, две спасательные шлюпки, - продолжает Гаврилов. - Люди кричали, просили о помощи, и мы бросились спускать на воду шлюпки.
- Мы тащили одеяла, лекарства. После того как всех из воды вытащили, наши ребята еще сделали вокруг места крушения несколько кругов на моторной лодке, пытаясь найти выживших, но тщетно...
Так были спасены 77 пассажиров. Еще двоих, отца и сына, подобрал с воды проходивший мимо катер "Метеор". Таких "метеоров" в этом районе много - они бегают из Казани в дачные поселки и обратно.
- Наш капитан дал команду поднять утопающих на борт, - рассказывает пассажир "Арабеллы" Артем. "Булгария" к тому моменту уже полностью погрузилась в воду, мы ее не видели. Никто так и не понял, что случилось. На воде не было крупных волн - только рябь.
У речного порта в Казани тем временем плакали и молились родственники тех, кто был на борту, пытались выяснить судьбу своих близких. Однако списки тех, кто находился на борту, вывесили только через несколько часов после ЧП.
Уголовное дело за нарушение правил безопаности и эксплуатации судна возбудили в тот же день. Спасенных развезли по нескольким больницам. Люди рыдали: ведь в круиз ехали в основном семьями, и почти в каждой кто-то погиб. Особенно много было детских жертв, ведь ребятишки - в музыкальном салоне - никак бы не сумели быстро выбраться на палубу и выплыть. Их родителей, тех, кто выжил, пришлось везти в больницу чуть ли не силой. Они пытались броситься в воду...
С данными о том, сколько людей находилось на борту "Булгарии" и сколько спаслось, вообще была страшная, просто невероятная неразберижа. И наверняка еще будет - слишком странно велась документация на борту. Очень похоже, что на борту были "лишние" пассажиры - около 20 человек упросили взять их до Казани. Мы пока не знаем, кто это - случайные ли пассажиры или родственники команды. А может, и те и другие.
Самые последние цифры на момент подписания номера - всего на борту было 208 человек, спаслись 85, 13 тел подняли водолазы (9 женщин, трое мужчин и ребенок). Судьба остальных 110 человек пока неизвестна. Возможно, они все в затонувшем теплоходе. Но вчера спасатели еше надеялись, что хоть кому-то удалось вплавь добраться до берега.
Речной транспорт до сих пор считался самым надежным. Подобных катастроф в России еще не было. Версий много. И еще больше - вопросов.
ВЕРСИИ
Почему теплоход "Булгария" затонул?
ВЕРСИЯ 1.
Шторм, ветер и высокие волны до 6 метров
Самая первая причина, которая была названа, и самая странная. Казанские синоптики утверждают, что шторма не было, как и штормового предупреждения. Очевидцы говорят, что видели на воде только небольшую рябь. К тому же вызывает сомнение, что в водохранилище глубиной 20 метров может каким-то образом возникнуть 6-метровая волна. Максимум бывало - два метра.
ВЕРСИЯ 2. Судно шло с правым креном и при повороте завалилось набок
Подтвердилась. К затонувшей "Булгарии" спускались водолазы, которые сообщили, что теплоход лежит с правым креном.
ВЕРСИЯ 3. Теплоход налетел на мель или на какое-то иное препятствие
Вероятность задеть днищем дно минимальна.
В целом участок считается очень спокойным, хотя, по словам здешних жителей, здесь есть опасные участки.
Глубина Куйбышевского водохранилища - 20 метров, у "Булгарии" осадка меньше двух метров. Во всяком случае, подобных катастроф на Волге никто вспомнить не смог.
ВЕРСИЯ 4. Износ судна, выпущенного в 1955 году
Да, комплектующих к таким старым кораблям уже не найти. Однако теплоход - это не самолет, который служит 40 лет, он рассчитан на более длительный срок. В России по рекам бегают и более старые теплоходы. Что, конечно, не говорит о том, что так должно быть.
ВЕРСИЯ 5. Разгерметизация из-за ремонтных работ
"Сначала предполагали, что после очередного удара волны произошла разгерметизация теплохода. Скорее всего, вода начала поступать через нижние открытые иллюминаторы. Но поскольку все стояли на второй палубе, этого никто не заметил, - рассказали нам речники из Самары, которые очень просили не называть их имен. - Возможно, разгерметизации помогло то, что в попытках модернизировать судно вдоль корпуса тянули новые провода. При этих работах в корпусе делают через каждые 15 см небольшие отверстия для крепления проводов".
ВЕРСИЯ 6. Перегрузка
Отпадает - затонувшее судно относится к грузопассажирскому классу, и несколько дополнительных пассажиров опрокинуть его не могли. Единственная правдоподобная версия, на которой сходятся специалисты по речному судоходству, - по какой-то причине были открыты бортовые иллюминаторы (хотя при выходе в водохранилище они должны быть не просто закрыты, а задраены), через них захлестнула волна.
Других материалистических объяснений никто предложить не может.
ВЕРСИЯ 7. Отказ одного из двух двигателей
Эту версию вчера озвучил приволжский транспортный прокурор Сергей Белов.
Версий много, как видим. Крушение "Булгарии" вообще ставит в тупик специалистов по речному судоходству. Ко всему, вчера было официально объявлено: теплоход вышел в рейс без лицензии. Каким образом это стало возможно - разбирается прокуратура.
- Лайнеры нашей компании тоже приписаны к порту на Волге, в зоне ответственности отделения Российского речного регистра на Верхней Волге, нас и "Булгарию" проверяют одни и те же люди, - сообщил директор по внутреннему туризму компании "Водоходъ" Андрей Смолин. - Перед началом навигации проверяющие смотрят все: каждый механизм, болтик, винтик, тесемку на спасательном жилете, проверяют судовую роль и всех членов экипажа. Если находят малейший недостаток, допуск не подписывается, а без него нельзя даже отойти от причала. Это не техосмотр машины, который можно было легко купить, это самая настоящая и очень дотошная проверка.
При таком контроле технического состояния в начале навигации "Булгария" точно была исправна. По отзывам речников, в пресной воде и при коротком периоде навигации (три-четыре месяца) суда могут ходить хоть тридцать лет, хоть пятьдесят, хоть сто. При должном техническом уходе они будут абсолютно безопасными.
В течение навигации теплоходы проверяет судовая инспекция.
- Судовая инспекция поднимается на борт довольно часто, они тоже все контролируют и проверяют, - продолжает Смолин. - Но решение о возможности выхода в каждый конкретный рейс капитан принимает сам.
Мы приводим все версии - выдвинутые как следствием, так и специалистами-речниками.
|