ТО отменили, но проходить его все равно придется

Эксперты оценили плюсы и минусы нового закона.

Вместо гаишников проверять авто начнут страховые компании? Фото Максима ЛЮКОВА.

Свершилось! Депутаты таки проголосовали за отмену государственного техосмотра. В поддержку законопроекта выступили 265 народных избранников. Документ вступит в силу через 30 дней после подписания его президентом. Упростит ли он жизнь водителям, попыталась разобраться «Комсомолка».

Прежде всего новые поправки касаются автолюбителей, которые пользуются машинами в личных целях. Впредь от обязательного ТО освобождаются все легковые автомобили независимо от типа, модели, марки, а также прицепы и полуприцепы. Согласно новому закону о ТО могут забыть владельцы мотоциклов, мопедов и приравненных к ним транспортных средств независимо от срока их эксплуатации.  

А вот что касается легковушек, которые используются в коммерческих целях, машин грузоподъемностью до 3,5 тонны, а также прицепов, срок службы которых более двух лет, такие машины, как и прежде, должны проходить проверку каждые два года, но только не в ГАИ, а на коммерческих станциях обслуживания.

Ничего не поменялось и для автомобилей такси и машин грузоподъемностью более 3,5 тонны, а также их прицепов. Такие авто обязаны показываться на ТО ежегодно. 

А вот машины, перевозящие опасные грузы, автобусы, маршрутки обяжут проверяться 2 раза в год независимо от срока эксплуатации таких автомобилей. 

- С принятием этого закона ответственность за состояние авто лежит на водителе, так делают во всей Европе, - отметил Юрий Мирошниченко, постоянный представитель президента в парламенте, депутат фракции Партии регионов. - В момент прохождения ТО авто могло быть исправным, но уже на следующий день испортиться. Потому за автомобиль должен отвечать водитель. Бумажка на стекле не имела ничего общего с его техническим состоянием.

Несмотря на вчерашнее решение депутатов, в страховых компаниях считают, что забывать о станциях технического обслуживания рано. Страховщики должны быть уверены, что машины, которые они страхуют, в порядке.

- К примеру, у вас стоит газобаллонное оборудование, мы должны быть уверены, что такая машина завтра не взлетит на воздух или что она не развалится через несколько дней, - уверен глава департамента одной из страховых компаний страны. - Особенно это касается тех, кто страхует свою машину полисом КАСКО. Также я уверен: проходить ТО заставят и тех автовладельцев, которые купили автомобиль в кредит. Банк должен быть уверен, что его залог находится в нормальном состоянии. Настолько я знаю, подобные распоряжения уже спустили на места. Что касается обязательной страховки ОСАГО, здесь пока ситуация не ясна. Возможно, страховщики будут требовать от водителей минимальный пакет документов. Скажем, доказать исправность состояния тормозной системы. Я думаю, что в течение нескольких лет этот закон будет дорабатываться еще не раз. К примеру, нужно урегулировать вопрос со страховыми компаниями. 

Недовольны решением депутатов и бизнесмены, которые уже вложили свои денежки в станции ТО и поспешили аккредитовать их в ГАИ. Ведь если в прошлом году они имели хорошую прибыль, в этом могут вовсе обанкротиться. 

- Чтобы открыть свою станцию, мне понадобилось продать квартиру, - говорит предприниматель из Сумской области Михаил Сидых. - Надеялся, что года за два отобью все расходы и заживу по-новому. Но что теперь буду делать, не знаю. На одних маршрутках и такси много не заработаешь. 

Есть хорошие новости и для любителей поколесить по доверенности. Если новый закон подпишет президент, для управления чужим авто понадобится исключительно техпаспорт. Правда, кроме позитивных моментов, специалисты нашли в новшествах и ложку дегтя.

- Отмена доверенности - это общемировой стандарт, а то, что мы к этому пришли, - позитивный момент для нашей страны, - считает юрист Николай Лукаш. - Но, с другой стороны, давайте посмотрим на нашу ГАИ. У них нет не то что электронного оборудования, но и единой базы. Как наши инспекторы будут отслеживать угнанные автомобили? Мне пока не ясно. Мы отменили доверенность, а денег на покупку оборудования и создание единой электронной базы не дали. Выходит, если мы забываем в машине техталон, а автомобиль угоняют, найти его в принципе будет невозможно. Наши гаишники к этому пока не готовы. Это палка о двух концах. 

МНЕНИЕ ПРОТИВ 

Эдуард БАГИРОВ, член общественного совета Департамента ГАИ Украины:

- В нашей стране во время принятия законов есть две крайности: они или драконовские, или слишком либеральные. Отмена ТО - это переход из одной крайности в другую. Я как водитель и пассажир хочу, чтобы транспорт на дорогах был безопасен. Я всегда был против того, чтобы ГАИ имела монополию на ТО. Я предлагал, чтобы водитель сам мог выбирать, куда ему ехать - хоть на станцию «Мерседес» в Германию. Нужно было оставить хотя бы минимум: проверку ремней, подушек безопасности, тормозов. Учитывая экономическую ситуацию в стране, наш водитель лучше купит буханку хлеба или лекарства, нежели тормозные колодки. Все это нам аукнется через год-другой. Мы превратимся в африканскую республику, где ездят как хотят и на чем хотят. Полностью отменять ТО было нельзя.