В Донецком медуниверситете устроили концлагерь для псов-смертников

Подопытным собакам уже почти месяц не покупают еду - нет денег. Сотрудники подкармливают бедных животных объедками с мусорки.

Одна из жертв бездушного эксперимента.

О жестоком эксперименте в Донецком медуниверситете стало известно после отчаянного шага заведующего виварием. Через голову начальства Алексей Соколов решился показать общественности жуткие условия, в которых находятся собаки, перед тем как лечь под скальпель студентов-медиков. С его согласия корреспонденты «КП» попали в закрытое для посторонних отделение уважаемого в регионе учебного заведения.

УЗНИКИ НАУКИ 

Впрочем, назвать это частью вуза язык не поворачивается. Это обшарпанное одноэтажное здание с заваленным хламом двором находится недалеко от университетских общежитий. Сразу же за дверью вивария в нос бьет резкий неприятный запах. Чем дальше по коридору, тем сильнее зловоние. Кажется, его источают грязные обшарпанные стены, но это не так. За дверями комнат рядами стоят клетки с белыми подопытными крысами. Сотни красноглазых зверьков копошатся в маленьких камерах, поминутно отравляя воздух своими испражнениями. На стоящем у стены столе - кучка полусгнивших листьев капусты.

- Еду приходится на мусорниках собирать, - пожимает плечами Соколов, - больше взять негде. Иногда дворники помогают, но чаще сами в контейнерах роемся.

Помещение для собак находится в другом конце здания. Немного привыкнув к запаху, заходим туда без предварительной подготовки и дружно вылетаем назад, не в силах сдержать рвотные позывы… В двух небольших комнатках на цепи сидят 16 собак, меся лапами жижу из своих испражнений. Каждая псина томится в отдельном тесном боксике, где она еле-еле может сделать пару шагов. Почему-то представляется, что именно так в древности содержали непокорных рабов. В собачьих глазах такая безнадега, что кажется - удлини чуток цепь, и они разобьют себе голову о каменную стену, не дожидаясь прихода вивисектора.

- Главное, чтобы еда была, уже около месяца ее не дают, - жалуется подсобная рабочая вивария Мария Феоктистова. - А с антисанитарией мы как-то уже научились справляться. Плохо, конечно, что канализации нет. Вода вот есть, но стекать ей некуда, поэтому и уборку устраиваем только по большим праздникам.

Впрочем, для нас баба Маша немного освежает помещение водой из шланга. Она здесь и уборщица, и повар в одном лице. Кроме заведующего за живностью присматривают две сотрудницы за зарплату в 950 гривен.

- Раньше у нас было до трехсот собак, - рассказывает Алексей Соколов. - Но постепенно я это количество уменьшил примерно до двадцати. Опыты ведь все равно нужно проводить, план выполнять.

Заведующий виварием Алексей Соколов.

ЖИВОТНЫХ ХОТЯТ УСЫПИТЬ

Собак, как правило, приносят сюда студенты, отлавливая их в подворотнях. Лекарства им также приходится покупать самостоятельно, хотя раньше медикаментами обеспечивал университет. Наверное, поэтому операции в виварии достаточно редки и проводятся лишь в случае крайней необходимости - каждую неделю медики забирают для опытов не более трех собак. Возвращаясь с операционного стола, животные должны восстановиться под присмотром студентов, а затем опять попадают под нож. Каждая псина переносит в среднем по пять  операций, после чего считается «отработанным материалом» и доживает свои дни тут же, в виварии.

А в последнее время измученные опытами животные вообще находятся под угрозой уничтожения.

- Официально никто не говорит, что от собак хотят избавиться - усыпить, но эта тема постоянно муссируется, - говорит заведующий виварием. - Руководство считает, что животных, находящихся здесь, не нужно кормить, сравнивая их с больными стационара, которым помогают родственники. Но у наших собак и крыс, получается, я один на всех родственник. А я не хочу допустить массового бездушного уничтожения животных, пусть этих псов лучше кто-нибудь заберет, чтобы над ними не издевались, как это происходит в нашем вузе!

Обшарпанное одноэтажное здание с заваленным хламом двором находится неподалеку от роскошных магазинов, супермаркетов и жилых новостроек.

ЗДЕСЬ ПОСТРОЯТ НОВЫЙ ОФИСНЫЙ ЦЕНТР?

С 11 июня виварий перестал получать корма для животных. По словам Алексея Соколова, поступление еды тормозит казначейство. Постоянные проволочки с оформлением документов и вынудили Алексея Петровича обратиться за помощью к журналистам. Он уже потерял надежду и сгоряча хотел даже уволиться, забрав с собой всех собак, когда неожиданно получил поддержку со стороны защитников животных.

- Не верится, что это может происходить в цивилизованной стране, любой нормальный человек получит здесь стресс, - считает Виктория Васильева, директор донецкого приюта для бродячих собак «ПИФ». - Я увидела настоящий концлагерь для животных, где они не выгуливаются и питаются непонятно чем. Хоть у нас и переполнен приют, но этих собак мы обязательно заберем. 

Здание вивария находится в оживленном месте, неподалеку от роскошных магазинов, супермаркетов и жилых новостроек. Может, через несколько лет здесь появится еще один офисный центр на месте вивария, а вивисекция ради науки окончательно уйдет в прошлое? 

Хорошо это или плохо - единого мнения нет. Существуют компьютерные программы и современные макеты, реалистично воспроизводящие живую плоть, но далеко не все медики доверяют виртуальному обучению. Ну а если виварий все-таки нужен, то животных необходимо избавить от мучений, ведь будущие врачи должны научиться гуманному отношению к живым существам.

Фото автора. 

ЗВОНОК РЕКТОРУ 

«Это временные трудности»

- Мы не виноваты, это казначейство отказалось оплатить корма, которые мы хотели закупить по тендеру, - объяснил Юрий Думанский, ректор Донецкого национального медицинского университета. - Но проблема уже практически решена: тонна кормов для крыс уже поступила, скоро будет еда и для собак. Здание не ремонтировалось уже 25 лет, поэтому месяц назад была создана комиссия, признавшая работу вивария неудовлетворительной. При условии поступления финансирования мы можем к сентябрю поставить виварий на капремонт, а сейчас его временно закрываем. Собак переведем в приют для бродячих животных «ПИФ». Хочу отметить, что виварий университету нужен, поэтому окончательно его закрывать никто не будет.